ДАМБА. ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ
Одна из наиболее ярких сцен в отечественном боевике "Антикиллер", с массовой перестрелкой и рукопашными схватками, оказалась зрелищной во многом благодаря удачно выбранному месту съемок. Головокружительные прыжки с огромных песчаных насыпей и полеты машин с высоченной эстакады потрясали зрителей. Если бы защита от бандитов была столь же эффективна в жизни, сколь в кино! Тогда никто и не задумывался, что место съемок действительно будет гарантией защиты, только не от бандитов, а от наводнений. Ибо эстакада и насыпи, на которых в фильме разворачивалась борьба со злом, являются частью судопропускного сооружения № 2 комплекса защитных сооружений Петербурга от наводнений. Строительство комплекса, начатое в 1979 году и остановленное в 1991-м, казалось, навсегда, возобновилось 8 июля 2003 года.
Вчера на выездном заседании Госстроя РФ, проходившем в Кронштадте, рассматривался ход подготовки к развертыванию на этом объекте крупномасштабных работ по строительству комплекса защитных сооружений Петербурга от наводнений.
Участники коллегии рассмотрели организационные, финансовые, юридические вопросы, от которых зависит срок ввода объекта в эксплуатацию. Планируется, что это произойдет в 2008 году.
На совещании говорили об огромной значимости КЗС для Петербурга. Теперь это крупнейшее в российской и в мировой практике гидротехническое сооружение будет выполнять несколько функций. Дамба станет не только препятствием для наводнений, но обеспечит полноценную связь Кронштадта с материком, став участком кольцевой дороги. Кроме того, вдоль КЗС пройдет западная граница Большого порта Петербурга.
Стоимость строительства составляет около 18 миллиардов рублей (на заседании коллегии упоминалась и другая смета - более 20 млрд рублей без учета стоимости одного из судопропускных сооружений).
До конца 2003 года должно быть освоено около 75 млн долларов. Касаясь вопросов финансирования строительства, глава Госстроя РФ Николай Кошман сообщил, что уже в ближайшее время начнется освоение средств кредита Европейского банка реконструкции и развития в размере 245 миллионов долларов, кроме того, в нынешнем году федеральный бюджет направит на цели строительства 250 миллионов рублей. Однако, по словам Кошмана, эта сумма может быть увеличена вдвое. "В настоящее время создано федеральное казенное предприятие "Северо-Западная дирекция Госстроя России - Дирекция комплекса защитных сооружений Петербурга от наводнений", - сказал Кошман. Он также подчеркнул, что "...новая структура наделена правами и обязанностями заказчика-застройщика, который должен довести бывший долгострой до начала эксплуатации всего комплекса".
Также для финансирования Госстрой РФ привлечет дополнительные кредиты. Подобный финансовый потенциал предоставят международные кредитные организации. К финансированию привлекут Северный и Европейский инвестиционные банки. Госстрой РФ уже подготовил необходимые соглашения, согласно которым банки предоставят займы на сумму 40 миллионов долларов и 40 миллионов евро соответственно.
КЗС, как уже отмечалось, это не только защита и магистраль. В районе дамбы будут сооружены портовые терминалы: северный (здесь снимался эпизод из "Антикиллера"), ориентированный на прием судов с осадкой до 5,8 метра, и южный, способный принимать суда с осадкой до 14,5 метра. Терминалы северного участка смогут принимать преимущественно суда дедвейтом до 6 тыс. тонн, терминалы южного участка смогут обслуживать суда дедвейтом до 100 тыс. тонн, работающие на трансокеанских атлантических маршрутах. На южном участке (Кронштадском берегу) может быть создан терминал для приема круизных пассажирских судов типа "Миллениум".
Хотя сама дамба готова на 65 процентов, ее судопропускные сооружения (СС) - основные узлы будущих терминалов - на сегодняшний день находятся в гораздо меньшей степени готовности. СС № 1, возводящееся для пропуска морских и океанских судов, готово примерно на треть. Готовность СС № 2 составляет менее 14 процентов. Основные работы на судопроходных начнутся в самое ближайшее время.
Для обеспечения железнодорожных перевозок планируется проложить вдоль КЗС новые рельсы, а также реконструировать и проложить новые железнодорожные ветки уже существующей железнодорожной сети. Предполагаемый грузооборот порта - 40-50 млн тонн в год (текущий грузооборот Большого порта Петербурга около 37 млн тонн). Объем инвестиций в строительстве торгового комплекса оценивается в 1,2 млрд долларов.