ДИАЛОГ С СОВРЕМЕННЫМ ИСКУССТВОМ
В Манеже проходит VI Международная выставка современного искусства
"Предметы, как и люди,- считает Тамара Ларина, фотограф, искусствовед, участник выставки "Диалоги", - имеют загадочное свойство: соединяясь с другими, обретать новый образный смысл". Организаторам биеннале удалось соединить работы представителей современного искусства из 19 стран, которые вместе создают новый художественный образ современности.
Современное искусство в отличие от классического, чьи совершенные формы застыли на века, не поддается односложному определению. Оно постоянно ищет, создает новые направления и технологии. Часто слышишь, что современное искусство - это то, что происходит и создается сейчас. Однако иногда реальность, пропущенная через авторское сознание, принимает такие формы, что далеко не все согласны считать то или иное произведение искусством, скорее назовут его артпроектом, а может, даже шуткой и издевательством. Совместный проект Э. Йюргенса и К. Хермана "Комната Обломова" может вызвать как раз такую реакцию. Инсталляция создана в процессе диалога с литературой видео и фотографии. Вы подумаете, что это очередная попытка XXI века интерпретировать Гончарова. И окажетесь не правы! От главного литературного героя художники позаимствовали лишь меланхолическое восприятие мира. "Комната Обломова" - это взаимодействие компьютерного и аналогового миров. Нет ни мягкого дивана, ни забытого на стуле халата, ни пыльных книг - только цифры и знаки, постеры и ксероксы.
Большой интерес вызвал проект Сергея Бунькова. Его работы можно найти в галерее искусств Йельского университета, в Дальневосточном художественном музее, частных коллекциях Израиля, США, России. В Петербург же он привез триптих. Работы выполнены на 6-миллиметровом стекле пескоструйной техникой. Современный мир по Бунькову прозрачен, как стекло (то есть во многом благодаря СМИ нам доступно и известно все), и хрупок, как человеческие отношения. Художнику близка манера Филонова: от частного к общему, за точкой на холсте сразу следует линия; эти "случайные элементы, не зависящие от логики, и есть самое ценное". У зрителя, конечно, своя логика, может быть и свое, отличное от авторского, восприятие. Но "живопись должна показывать, а рассказывать - это уже дело искусствоведов", - говорит Буньков. Сергей не комментирует свои работы и не дает пояснений. Только 10 процентов всех его работ имеют названия. Диалог происходит на уровне "чувствую" или "не чувствую". Поэтому искусство XXI века должно быть честным, легким и, возможно, даже прозрачным, как стекло, например.
Значительным можно назвать, пожалуй, раздел фотографии. "Бабочка случайно залетает в воланчик, и это уже символ тела и запорхнувшей в него души (души человека, читавшего Библию и отдавшего предпочтение бутылке "Божоле")" - так комментирует свои фотографии из серии "Философия предметов" Т. Ларина (Москва). Вот она та же случайность, которую смог уловить объектив фотокамеры. Заставляет задуматься и другой фотопроект. Мануэль Лопес Алонсо из Испании представил три пары фотографий. Это только предметы, процесс изменения не запечатлен фотографом, мы видим лишь начало и конечный результат.
Современное искусство - широкий диапазон субпонятий, связанный с духовным потоком человека, с его восприятием постоянно трансформирующейся картинки современности.