ЛОКОМОТИВ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Накануне Дня строителя поговорить хотелось бы о многом. Ведь петербургские строители занимаются развитием городской инфраструктуры, того, без чего не может жить город, - это дороги, мосты, объекты "Водоканала", промышленные и теплоэнергетические объекты... В значительной степени эти объекты сооружаются за счет средств бюджета. Но не меньше, а может быть и больше, строители сегодня работают в частном секторе. Почти все жилье сегодня строится за счет инвесторов, большая его часть - за счет долевого строительства. Сегодня это уже порядка 1,5 млн кв. м жилья в год. Похоже, не за горами и достижение рубежа в 2 млн кв. м - это примерно столько, сколько строилось в лучшие советские времена. Кроме того, за последние 10-15 лет изменилось качество строительства жилья. То есть сегодняшние 1,5 млн кв. м - это очень качественное жилье. Как правило, это монолитные или кирпичные конструкции, роль панельного домостроения существенно упала. Подытоживая: по количеству мы приближаемся к прежним показателям, а по качеству - уже значительно их превзошли.

Но у строительства жилья есть и еще один немаловажный аспект. Это количество получаемых городом - помимо квадратных метров - денег. При стоимости квадратного метра жилья около 600 долларов и таких объемах строительства, с этих денег платятся огромные налоги. Строительный комплекс ежегодно отчисляет в бюджет города миллиарды рублей... Это очень большие деньги. К тому же, помимо прямых налогов, есть еще и отчисления на инфраструктуру и т. д. Сегодня строительная отрасль Петербурга - это один из локомотивов нашей экономики, один из показательных индикаторов экономического положения горожан. В связи с наступающим Днем строителя нужно особо подчеркнуть, что для Петербурга строительная отрасль имеет особое значение. Мы гордимся архитектурой нашего города, нашим историческим центром... Для нашего города и его экономики строительный комплекс - это, без преувеличения, ключевое звено. Строители очень много делают и для того, чтобы бюджет наполнить и чтобы людям стало жить лучше. Конечно, в строительном комплексе существуют и серьезные проблемы. Недаром идут острые дискуссии по вопросу нового генерального плана развития города. Что существующий генплан устарел, уже многократно говорилось. Надо принимать решения как по новому генплану, так и по связанным с ним правилам застройки. Понятно, что новый генплан и правила застройки в этом году не появятся, но задача состоит в том, чтобы хоть какая-то часть правил, пусть хотя бы первая, была принята в виде закона Санкт-Петербурга в 2004 году. Это очень важные и ответственные документы. Строительный комплекс должен получить от города ясные правила игры, все должны на долгосрочную перспективу, на много лет вперед, представлять себе, как следует работать в городе. Иначе с увеличением ввода жилья мы будем иметь рост числа проблем и конфликтов, а город должен сделать так, чтобы жилья сдавалось больше, чтобы инфраструктура развивалась более успешно, но чтобы число конфликтов при этом уменьшалось, а не увеличивалось. Для этого нужны нормальные законодательные акты городской власти. Как необходимы такие же усилия, когда речь заходит об экологии. Строительную общественность не может не беспокоить состояние воды в водоемах, прежде всего - в Финском заливе. Оно вызывает большую тревогу, мы все прекрасно это знаем, достаточно выехать на пляж в Репино или в Зеленогорск... Думаю, что могут быть претензии к качеству невской воды, она уже не столь чистая, как в годы нашего детства. Об этом свидетельствует дискуссия, в которой приняли участия главный санитарный врач России Геннадий Онищенко и наш "Водоканал". Что касается "Водоканала", это, может быть, лучшая компания нашего города. Петербург имеет опыт привлечения иностранных кредитов для развития инфраструктуры водоснабжения и водоотведения. Сегодня мы имеем не просто кредиты - десятки миллионов долларов прямых грантов, выделяемых нашими соседями - Финляндией и другими скандинавскими странами - на строительство Юго-Западных очистных сооружений. Кстати, отметим интересный момент. Когда в свое время, в 90-е годы, шла дискуссия о судьбе петербургской дамбы, многие политики говорили, что дамбу надо достраивать, если мы получим нормальные очистные сооружения, когда все стоки будут уводиться в канализацию. За 90-е годы были достроены Северо-Западные очистные сооружения, работает мощнейший очистной комплекс на острове Белый, и наконец, мы должны построить Юго-Западные очистные сооружения. Это, кстати, даст возможность и осваивать новые участки под жилищное строительство на Юго-Западе. Сегодня, когда мы имеем ясную перспективу ввода в строй ЮЗОС, было бы логично вернуться к теме достройки дамбы. Но не наоборот, как это пытались делать в советское время, сначала - дамба, потом - очистные! Сначала улучшим состояние воды в заливе, потом сможем достраивать дамбу. Ведь мы все - и санитарный врач, и "Водоканал" - союзники. И те проблемы, которые накопились за долгие десятилетия, будем решать вместе. Может быть, в этой публикации мы не затронули еще что-то существенное. Но вот о чем надо было бы сказать: за последнее десятилетие в городе резко выросло число машин. Если в 1991 году их была 341 тысяча, то сегодня - более 1,2 млн. А по прогнозу к 2020 году это число вырастет до 2,5 млн. Это очень много, порядка 500 машин на тысячу жителей. И важнейшей задачей городского строительного комплекса является интенсификация дорожного строительства. Мы должны перейти от практики ремонта дорог, улучшения дорожного покрытия, реализации отдельных проектов - к созданию комплексной схемы развития дорожной инфраструктуры, к более рациональному использованию существующей уличной сети. В частности, перевод многих магистралей на одностороннее движение значительно повысил бы их пропускную способность. Думается, здесь - очень большой потенциал для развития строительного комплекса. И эта задача будет решаться в течение ближайшего десятилетия, поскольку число машин будет расти. И от того, как сможем решать транспортную проблему, обустроить дорожную инфраструктуру - а это очень крупные строительные объекты, - будет зависеть работа и общественного транспорта, и частного транспорта, и функционирование многих отраслей экономики нашего города. Эта задача сейчас становится для города очень важной, приоритетной задачей.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.