НЕ ТОЛЬКО О ТЕАТРЕ
Этот объемистый том (416 страниц) относится к разряду "книг не для всех". Об этом свидетельствует и тираж - всего 300 экземпляров. "Записки Санкт-Петербургской театральной библиотеки" - периодический сборник научных трудов, и вроде бы для широкого читателя не предназначен. Но если вы возьмете в руки этот том, то, несмотря на обилие сносок, ссылок, библиографических списков и прочих атрибутов чисто научного издания, многие статьи этого сборника увлекут вас своими сюжетами, неизвестными доселе подробностями, неожиданными историческими параллелями, яркими портретами деятелей отечественного и зарубежного театра.
Наша Театральная библиотека - долгожитель, ей скоро минет 250 лет. Ее книжные фонды, рукописи, цензурный фонд драматургии на многих языках мира, каталоги, собрание изобразительных материалов, которыми ежедневно пользуются деятели театра, и многое другое - уникальны. Но большинство этих материалов продолжало бы храниться на стеллажах и в шкафах, оставаясь неизвестными, если б не особый творческий, исследовательский дух, который всегда сопровождал жизнь этого удивительного хранилища.
Поэтому не случайно, что очередной сдвоенный (4-й и 5-й выпуски) том "Записок" открывается воспоминаниями профессора Льва Гительмана о Театральной библиотеке 1940-50-х годов. Конечно, как и почти любые мемуары, это рассказ о времени и о себе. О смертельно опасной эпохе и о маленькой лодочке с книжно-театральным парусом, которая плыла в заминированном океане времени. Но прежде всего о тех, кто находился в этой лодочке и самоотверженно делал свое тихое, незаметное, но крайне важное дело - берег культурное наследие.
Мемуары профессора Гительмана нарочито неэффектны и неторопливы. Он неспешно вглядывается в лица директоров, библиотекарей, хранителей отделов, стараясь зафиксировать этих людей теперь уже в нашей памяти, как бы бережно передавая нам их эрудицию, человеческую стойкость, творческую одержимость...
С воспоминаниями о жизни библиотеки в 40-50-х годах перекликается публикация С. Ковалевой "Театральная библиотека в документах 1918-1923 годов". Тут, как это чаще всего и бывает, язык справок, постановлений, распоряжений, протоколов повествует об эпохе и человеческих деяниях не менее ярко, чем очевидцы.
Очень любопытны и отлично написаны Н. Дунаевой страницы биографии Михаила Терещенко, бывшего министром финансов, потом иностранных дел во Временном правительстве. А за несколько лет до трагических событий 1917 года Терещенко служил чиновником в Дирекции императорских театров, и его деятельность в театральном департаменте оказалось недолгой, но чрезвычайно напряженной и творчески активной.
К этому же типу - научной реконструкции малоизвестных и несправедливо забытых биографий - относится и жизненный путь известного петербургского критика Эдуарда Старка, освещенный С. Самариным, и небольшие работы А. Свешниковой и О. Федорченко, посвященные французским балетмейстерам Артуру Сен-Леону и Жюлю Перро, плодотворно трудившимся в России.
В разделе обзоров и публикаций очень интересны материалы о фотографах и системе фотографии санкт- петербургских и московских императорских театров. И небольшая заметка М. Цаповецкой о коллекции журналов мод Театральной библиотеки. Русские модные журналы конца ХIХ - начала ХХ века, такие, как "Новый русский базар", "Модный свет", "Дамский мир", и сами нынче вошли в моду, и являются чрезвычайно востребованными читателями.
Несколько нарушает цельность сборника обширная работа В. Максимова, посвященная творчеству выдающегося французского режиссера Антонена Арто, хотя это нисколько не умаляет научной ценности этой статьи.
Удивительное дело - преодолевая все превратности истории, маленькая лодочка театрального хранилища в старинном здании Росси продолжает свое плавание.