РОССИЯ ГЛАЗАМИ АНГЛИЧАН
На сцене Мариинского театра завершились гастроли Лондонского королевского балета. Англичане показали себя с разных сторон: привезли и полнометражные спектакли ("Ромео и Джульетта", "Лебединое озеро"), и одноактные балеты, произведения своих классиков Фредерика Эштона, Кеннета Макмиллана и современных хореографов Энтони Дауэла и молодого Кристофера Вилдона. Надо отметить смелость гастролеров, которые решились показать в России два спектакля на русскую тему.
Всегда любопытно посмотреть, как иностранцы представляют себе нашу страну, тем более когда ее образ они рисуют в хорошо знакомом нам спектакле, в "Лебедином озере". Англичане предложили петербуржцам познакомиться со своим взглядом на дизайн визитной карточки русского балета. Зрительское любопытство сменилось недоумением. Действие в спектакле, поставленном Энтони Дауэлом, перенесено в Россию конца XIX века. И уже первая картина, подготовка к празднованию совершеннолетия Зигфрида, открывает всю "прелесть" взгляда на Россию с берегов туманного Альбиона: из традиционных штампов не хватало, пожалуй, только медведей да цыган, с остальным было в порядке - военные мундиры, любители выпить, бородатые дворники в грязных передниках, предлагающие напитки дамам, купчихи, крестьянки и знатные особы, веселящиеся вместе на одном празднике. Особенно трогательно выглядели стражники - опять-таки бородатые, в стрелецких кафтанах, вооруженные арбалетами, которые в разгар торжества беспрепятственно оказывались в руках расшалившихся кадетов.
Английские девушки-птицы едва ли напоминают русских лебедей и во внешнем облике (вместо традиционных белых пачек они порхают в пушистых тониках), и в танце. Из хореографии Льва Иванова и Мариуса Петипа узнаваемы только "хиты" - Танец маленьких лебедей и Черное па-де-де. В основном же танцевальные сцены пересмотрены, изменены рисунки, характер движений - а отсюда и характер всего спектакля. Печальная сказка о романтике-принце превратилась у англичан в красочный, почти голливудский триллер со зловещим дымом, сопровождающим злого гения фон Ротбарта со свитой карликов-уродцев в черепоподобных масках и сладким финалом - влюбленные герои, "соединившиеся в смерти", прильнув друг к другу, проплывают по озеру в карамельной раковине.
Не спасли спектакль от зрительского недоумения и исполнители. Принц итальянца Роберто Болле был красив и техничен, но не более. Питерская публика, знакомая с Лебедем Лопаткиной, у кого зрительский стаж побольше - с Одеттой-Одиллией Мезенцевой, Осипенко, вряд ли была поражена исполнением главной партии Зинаидой Яновски с ее нелебедиными руками и совсем не королевскими (Одетта ведь королева лебедей) линиями.
Показывать в России второй "русский" балет "Месяц в деревне" Фредерика Эштона оказалось более "безопасно". С ним не связаны прочные зрительские ассоциации, как в случае с "Лебединым озером", на русской балетной сцене эта тургеневская пьеса не ставилась. Нет в одноактном спектакле и массовых сцен, опасных для иностранных постановщиков обилием костюмов и деталей. Тургеневские страсти под музыку Шопена разворачиваются с сохранением единства места - действие происходит в дворянской усадьбе, в которой царствует несравненная Сильви Гилем. Знаменитая француженка, в прошлом звезда Opera de Paris, ныне приглашенная солистка "Ковент-Гардена", органична в роли Наталии Петровны - как в игровых сценах, так и в танцевальных. Эмоциональная, порывистая, ее героиня - стержень спектакля, красотой и выразительностью дуэтов с Джонатаном Коуполи (Беляев) она наполняет действие танцевальным драматизмом. И становится не важно, в России происходит действие или нет, потому что завораживает энергия танца, а не это ли главнее костюмов и декораций?