НА ТЕЛЕВИДЕНИИ ДОЛЖНО БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
НАТАЛЬЯ СТЕЦЕНКО, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ТЕЛЕКОМПАНИИ "ИГРА"
Сегодня Наталья Ивановна возглавляет компанию "Игра", известную всему телевизионному миру как основатель и производитель знаменитой программы "Что? Где? Когда? (ЧГК)". Многие годы она была соратником и спутником жизни бессменного основателя "ЧГК" Владимира Ворошилова. В 2001 году Владимира Яковлевича не стало. Наталья Стеценко возглавила это сложное, но нужное людям дело.
- В каком ритме сегодня существует программа "Что? Где? Когда?"?
- У нас четыре серии передач - зимние, весенние, летние, осенние. В каждой серии - четыре передачи. Только в зимней серии - пять передач, потому что прибавляется финал года.
- Вы можете сказать, сколько выпусков программы "Что? Где? Когда?" вышло за все время ее существования?
- На самом деле точной статистики мы не вели. В самом начале существования программы никто особенно этому не придавал значения. Видеоматериалов по передачам до 80 года в архивах почти не сохранилось. Только финалы 80-х годов сохранились. А все передачи были стерты. Что касается общего числа вышедших в эфир программ, то наши сотрудники насчитали их более трехсот.
- Сколько членов включает в себя клуб знатоков, из которых вы набираете людей для программы?
- Строгой статистики нет. Существует Международная ассоциация клубов (МАК) знатоков "ЧГК" (так в обиходе принято называть популярную игру. - С. Н.), которая насчитывает десятки тысяч членов. Это - одна структура, участие в которой не гарантирует участия в телевизионной игре "ЧГК". Хотя мы сделали исключение для чемпиона по игре "ЧГК", который принимал участие в телепрограмме.
- Это был Александр Друзь?
- Да. Но мы не ставим условие, что знатоки из МАКа будут обязательно участвовать в телеиграх.
- То есть существует отбор телеигроков?
- Он очень длительный. Отбираем и из членов МАКа, отбираем и, что называется, с улицы. Сейчас, например, у нас тренируются несколько команд студентов. Хотя есть разница между телеигрой и чемпионатами МАКа. В последнем случае вопросы скорее связаны с общей эрудицией, чем с умением логически рассуждать. Поэтому наши знатоки, участвующие в телеиграх, очень часто отказываются играть на фестивалях и чемпионатах. Потому что там вопросы на чистое знание. А перестройка мыслительного процесса требует усилий и времени. Есть еще один существенный момент для нас. Не каждый человек, который блистает эрудицией, имеет телевизионную харизму. Нам важна энергетика, умение человека мыслить публично.
- Наблюдая за развитием "ЧГК", я обратил внимание на то, как Владимир Яковлевич постоянно ужесточал правила ответа на вопросы. Вы поддерживаете эту традицию?
- Здесь срабатывает закон игровой телепрограммы. Часть телезрителей желает видеть на экране новых знатоков и требует, чтобы им ветераны уступили место. Другая часть телеаудитории привыкла видеть старых героев. Такие зрители воспринимают нашу программу как десятилетиями идущий сериал. Поэтому и хочется им видеть постоянных персонажей. Такие игроки, как Баташов, Друзь, Двинятин, с каждым годом набирают форму и становятся профессионалами. Сколько бы мы ни сажали за игровой стол новичков, им еще надо прожить эту долгую жизнь на телевидении, чтобы почувствовать себя в кадре адекватно. Профессионализм игроков создает нам дополнительные трудности.
- Интересно какие?
- Им очень трудно подбирать вопросы. С появлением интернета и базы данных по вопросам, задача редакторов по подбору вопросов усложнилась неимоверно.
- А сколько сейчас вопросов в базе данных?
- 86 тысяч. Если человек, играющий в "ЧГК", помнит 86 тысяч вопросов, то честь ему и хвала, но это затрудняет поиск неожиданных вопросов.
- Поток вопросов такой же громадный, как и раньше?
- Вопросы мы меряем мешками. От трех мешков до десяти-двенадцати в месяц. В каждом мешке по три тысячи писем. Вот и считайте.
- Как часто вы меняете правила игры?
- Очень многое в наших телеиграх зависит от того, что происходит за окном студии. Сначала были книги в качестве призов. Затем в Болгарии были предметы искусства. Потом появились акции нашей телеигры "Что? Где? Когда?", хотя об этом мало кто помнит. Затем стали играть на деньги, когда в нашей стране они стали символизировать собою основные ценности.
- В чем все-таки секрет долгожительства игры "ЧГК"?
- Первый секрет - это точно найденная форма. Волчок плюс минута на обсуждение. Пять или шесть человек в команде - это уже второстепенная деталь. Второй секрет - при точно выбранной форме телеигры присутствуют постоянные изменения, которые продиктованы жизнью.
- Компания "Игра" производит не только "ЧГК"...
- Кроме нее мы производим ток-шоу "Культурная революция".
- Вы удовлетворены "Культурной революцией" как телепрограммой?
- В принципе, да. Программа получилась рейтинговой не только сама по себе, но еще поддерживающей рейтинг канала "Культура". Мне кажется, что нам удалось за счет этой программы привлечь дополнительную аудиторию.
- Михаил Швыдкой сам предложил свой проект?
- Однажды позвонили с канала и сказали, что Михаил Швыдкой хочет делать свою программу. Заявка содержала всего несколько строчек. Я, честно говоря, не очень люблю работать с сильными мира сего. А министр, наоборот, очень хотел работать с нами. Когда мы с ним встретились и пообщались, то оказалось, что у нас очень много общего.
- Почему же ваше ток-шоу стало пользоваться такой популярностью?
- Мне кажется, потому, что мы попали с ним на незанятое поле. Зрители насытились информационными, информационно-аналитическими программами на самые разные темы. Я уже не говорю о разнообразных ток-шоу. Мы предложили интеллигентное ток-шоу. Мы порою зря критикуем наше телевидение. С начала 90-х годов оно в профессиональном отношении очень сильно выросло.
- Вы считаете, что использование лицензионных программ - реальная перспектива отечественного телевидения? Или это - "cмешение французского с нижегородским"?
- Тут необходима золотая середина. Мне кажется порочной практика, когда берется лицензионная игра на кассете и уже видна телевизионная форма, но она не наша. А публике порою хочется, чтобы на экране все происходило по-нашему. Придумать новую форму телепрограммы очень сложно. Тем более специфически русскую. Менталитет будет давить. С другой стороны, мы же не можем отказаться от того, что происходит вокруг нас в мире. Мне, например, не нравится, как сейчас делают "Последний герой-3".. Мне кажется, что сами авторы программы еще не используют все возможности. И при этом мне такая форма более интересна, чем какая-нибудь викторина. Помню, как продюсер Сергей Кордо предлагал мне вести "Cлабое звено".
- И что же?
- Я отказалась, потому что мне было неинтересно. Я бы не знала, чем я должна заниматься в кадре. Понятно, за счет чего программа "Кто хочет стать миллионером?" завоевала аудиторию. Потому что отвечает потребности наших людей надеяться на чудо или какой-либо выигрыш. Здесь вам предлагают выбор варианта. Менталитет "ЧГК" отвечает совсем другой потребности российского человека: все сделать и придумать самому - дом построить или начать собственное дело. И в этом смысле "Последний герой" означает новый подход к развлекательному телевидению.
- "Последний герой" - не российское изобретение....
- У нас тоже есть немало оригинальных идей. Нам, наоборот, надо учиться продвигать свои программы на международный телерынок.