"КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ" ВОЗВРАЩАЕТСЯ
Первый канал начал демонстрацию телеварианта легендарного фильма Копполы.
Об этой картине мы уже знали многое даже тогда, когда существовал "железный занавес". Экранизация одноименного романа Марио Пьюзо стала всемирным кинохитом уже в самый момент премьеры фильма. Случилось это 11 марта 1972 года. Тогда же стало известно и имя его создателя - Фрэнсиса Форда Копполы. Он, кстати, не верил в успех своего детища и на время премьерного проката уехал в Париж. Пришлось ему возвращаться, чтобы пожинать лавры победителя. Скептики были посрамлены. Всего за год первый "Крестный отец" опередил самый кассовый фильм Голливуда "Унесенные ветром", собрав сумму в 90 миллионов долларов. Три "Оскара"- за лучший фильм, за лучший сценарий адаптации и лучшую мужскую роль - потвердили состоявшуюся удачу.
Правда, скандал, затеянный Марлоном Брандо, исполнителем роли главы мафии дона Корлеоне, на церемонии вручения призов Американской киноакадемии еще раз потвердил трудный характер звезды. Брандо отказался от заслуженного "Оскара" в знак протеста против ущемления прав индейцев - коренного населения Америки. Про эту самую Америку оказался и "Крестный отец". Коппола, будучи гражданином США с итальянскими корнями, поведал историю своих соотечественников в жанре семейной саги. Его новаторство состояло в одном маленьком драматургическом ходе, предопределившем успех всей картины и ее продолжений. История семьи Корлеоне выстроена как история мафиозного клана со своими жестокими и кровавыми законами. Поэтому "Крестного отца" следует называть семейной гангстерской сагой.
Патриархальность оборачивается беспощадностью. Поэтому в картине, как и в ее двух продолжениях, достаточно жестоких и натуралистических сцен. В ряде стран при прокате фильма их просто изымали.
После выхода "Крестного отца" одной из главных тем заокеанского кино как раз и стало изображение мафии как некоего семейного синдиката со своими особыми законами и понятиями. Достаточно вспомнить яркий парафраз с еврейским киноакцентом на ту же тему, исполненный Серджио Леоне в картине "Однажды в Америке"(1983). Пародировали и самого "Крестного отца". Что позволил себе старший товарищ Копполы Джон Хьюстон, поставивший "Честь семьи Прицци" (1982).
Дон Вито Корлеоне умирал в фильме своей смертью. Его дело наследовал сын Майкл (первая яркая роль Аль Пачино), который продолжил традиции мафиозной семейственности твердой рукой. В финале его величали новым "доном". Судьба Майкла и стала сюжетной основой для появления второй части "Крестного отца". Не прошло и двух лет со дня триумфа первой.
Коппола и здесь проявил оригинальность, экспрессивно срифмовав линию Майкла с предысторией появления Вита Корлеоне на улицах итальянского квартала Нью-Йорка. Эмигрант из Италии (эту роль сыграл Роберт Де Ниро, за что и получил своего первого "Оскара") беспощадно борется в каменных джунглях за то, чтобы быть главным. И он этого добивается. Майкл же становится еще более "крутым" мафиози, заставляя вспомнить, что слово "мафия" пришло в Америку из Италии. Шесть "Оскаров"(за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучшую мужскую роль второго плана, лучший сценарий адаптации, лучшую музыку, лучшие декорации) обозначили небывалую вещь для Голливуда: продолжение знаменитой картины было воспринято кинематографической общественностью положительно. Однако Коппола поклялся, что никогда не будет снимать фильм под названием "Крестный отец-3". Коммерческие неурядицы вынудили его нарушить обещание. Зато он мог "вернуть" главу семейства Майкла Корлеоне (все тот же Аль Пачино) на родину в Италию.
Интрига же строилась вокруг борьбы не за рынок сбыта наркотиков и оружия, а вокруг борьбы претендентов на святой престол. Неожиданная и быстрая смерть Альбино Лучани, взошедшего на трон Папы Римского под именем Иоанна Павла Первого в 1978 году, породила немало слухов и легенд, в том числе и о насильственной смерти понтифика (он был Папой всего 51 день!). Коппола разыграл карту католицизма в привычном для себя жанре гангстерской драмы. Добавив для красоты и еще столь любимую тему оперы, во время прослушивания которой в театре и разворачивается грандиозная сцена покушения на Майкла. С его смертью и должна закончиться трилогия.
Из шести номинаций на "Оскар" "Крестный отец-3" в 1990 году не получил ни одной золотой статуэтки, хотя и собрал планируемые деньги в мировом прокате. В нашей стране всю трилогию целиком показали на экране в 1992 году. Тогда же Коппола смонтировал все три картины в единый блок. Она и была выпущена на видеокассетах. Общая продолжительность такой киноэпопеи составляла почти десять часов. Чуть позже фильм перевели в привычный для телевидения серийный формат, который нам и показывают по Первому каналу.
Его отличие от киноверсии заключается в последовательном изложении истории Вито Корлеоне и его семьи с 1901-го по 1980 год. Режиссер добавил в телеверсию и те сцены, которые был вынужден выбрасывать при окончательном монтаже всех трех "Крестных отцов", каждый из которых и так шел более трех часов.
В США к телевизионным приключениям популярного фильма относятся с невероятным вниманием. Уже в 1974 году телесеть компании ABC за одноразовый показ "Крестного отца-1" заплатила 10 миллионов долларов. Эта сумма вдвое превысила прежний рекорд, принадлежавший "Унесенным ветром". Стоимость же одной минуты рекламы во время теледемонстрации творения Копполы достигла суммы в четверть миллиона долларов. Статистики не поленились и подсчитали количество зрителей во время телепоказа гангстерской саги. Шесть с половиной миллионов жителей Нью-Йорка не смогли оторваться от экранов телевизоров в то время, как на них царил беспощадный Вито Корлеоне, добрый семьянин и жестокий конкурент в мире подпольного бизнеса.
Возможно, что подобная участь почти тридцать лет спустя ожидает и наших соотечественников.