"АВТОГРАЖДАНКА" СО ВСЕХ СТОРОН
Более месяца прошло с момента вступления в действие Закона об обязательном страховании автогражданской ответственности. Несмотря на то что публичное обсуждение закона длилось как минимум уже полгода, "автогражданка" свалилась как снег на голову. И это мнение не только автовладельцев. Сами страховые компании, ГИБДД и службы аварийных комиссаров тоже оказались не готовы к новым условиям.
Первые дни после принятия ОСАГО по уровню суматохи и неразберихи чем-то напоминали августовский дефолт 1998 года, с той только разницей, что полем битвы стали не пункты обмена валюты, а офисы страховых компаний. Шквал телефонных звонков, тысячи клиентов - казалось, страховщики должны были только мечтать о такой популярности страховых услуг. Однако страховые компании оказались не в состоянии удовлетворить такое большое количество желающих застраховать АГО. Во-первых, у страховщиков просто не было достаточного количества бланков полисов. Гознак в среднем печатает по 1000 бланков в день на 1 страховую компанию, а этого явно недостаточно, особенно для крупных СК, имеющих не один десяток филиалов. С другой стороны, не все страховые компании вовремя получили лицензию на ОСАГО, и им приходилось отказывать клиентам, потому что компания просто не имела права на соответствующую деятельность. Многие даже не понимали, что именно они страхуют: новый закон восприняли как очередную "принудиловку", которую придумали для того, чтобы кто-то снова "нагрел руки". Так как без полиса АГО пройти техосмотр или поставить машину на учет стало невозможным, многие просто просили "страховку для техосмотра" или "страховку для ГАИ". Не последнюю роль здесь сыграли и СМИ: вместо последовательного и логичного разъяснения - для чего принят новый закон и как именно он будет действовать, в прессе появлялись противоречивые и эмоциональные комментарии, то уводящие в профессиональные дебри страхового рынка, то сбивающиеся на крики о нарушении прав человека.
ОСАГО УРАВНЯЕТ ВСЕХ, ДАЖЕ ПЬЯНЫХ
"Тем не менее плюсы "автогражданки" все же очевидны, - убежден Евгений Макаренко, главный специалист отдела автострахования ОСАГО "Россия". - Трудно отрицать, что закон имеет явную социальную направленность: ведь впервые появилась реальная гарантия того, что пострадавший в ДТП сможет получить страховое возмещение, и неважно, кем будет виновник ущерба - бизнесменом или дедушкой на "Москвиче". К тому же наконец-то как-то оценен ущерб жизни и здоровью и показательно то, что он выше материального ущерба (хотя, безусловно, лимит очень маленький - всего 160 тысяч рублей). Если оба участника ДТП имеют полисы, то они оба от своих страховых компаний получают страховое возмещение. Причем даже в том случае, если один из водителей находился за рулем в нетрезвом состоянии. Разумеется, есть ряд моментов, по которым СК может предъявить так называемый регрессивный иск к клиенту. Например, в том случае, если за рулем сидел человек, не указанный в страховом полисе. Но пострадавший получит возмещение ущерба независимо от того, сам ли владелец застрахованного авто находился в момент аварии за рулем, либо машину вел кто-то другой. Плюс ко всему обязательная "автогражданка" реально сможет защитить права и других пострадавших в ДТП - пассажиров или пешеходов. С другой стороны, при всех достоинствах ОСАГО нельзя не признать, что страховые тарифы пока очень высоки и не по карману малоимущим автовладельцам".
ЗАКОН "ПОСТРОИТ" МАРШРУТКИ
Страхование по ДГО (добровольной гражданской ответственности) было дешевле, чем обязательное, причем значительно. Безусловно, это было связано тем, что подход при страховании был андеррайтерским, т. е. страховые компании выбирали риски для страхования, отсекая слишком рискованные проекты типа страхования ГО таксистов и маршрутных такси. С 1 июля все транспортные средства, включая автобусы и маршрутные такси, должны быть застрахованы по АГО. Это значит, что теперь пассажиры маршруток, пострадавшие в ДТП, смогут получить страховое возмещение. Повлияет ОСАГО и на обновление автопарков - ведь страховать заведомую "рухлядь", которой осталось "бегать" два-три месяца, маршруточникам невыгодно. Надо полагать, и водители маршруток, никогда не отличавшиеся особой осторожностью на дороге, станут водить аккуратнее. Пассажиры в явном выигрыше, за исключением одного. Как уже говорилось, добровольная "автогражданка" была дешевле, чем обязательная, а значит, автопредприятия, занимающиеся пассажирскими перевозками, должны будут выложить кругленькую сумму, чтобы застраховать все транспортные средства. Как сказал Павел Михайлов, представляющий автопредприятие "ИП Антошевский" (маршрутные перевозки) страхование одной маршрутки в год составляет порядка 7000 рублей, и для парка, насчитывающего более 800 машин, ОСАГО станет довольно чувствительным ударом по бюджету. Прибавьте к этому покупку новых автомобилей. Означает ли это, что и без того высокая стоимость проезда в маршрутных такси снова повысится? Как заявил Павел Михайлов, цена проезда на маршрутах, которые обслуживает "ИП Антошевский", в ближайшие три-четыре месяца повышаться не будет. (Другие компании-автоперевозчики таких гарантий не дали.) С другой стороны, является ли случайным совпадением нынешнее "исследование структуры пассажиропотока" в государственном автотранспорте? Помнится, год назад как раз после такого "исследования" и поднялись тарифы на проезд в общественном транспорте.
ЗАМЕНЯТ ЛИ КОМИССАРЫ ГИБДД?
С введением ОСАГО очень остро встает вопрос об оформлении ДТП. В настоящий момент при ДТП люди договариваются. А если один из участников оказывается застрахованным, то зачастую его пытаются уговорить признать свою вину, "чтобы всем было легче". (Мол, и тебе все отремонтируют, и мне денег дадут - не ты же платишь, а страховая компания.) Либо разделить вину пополам - если застрахованы оба автовладельца. Происходит это потому, что страхователи просто не понимают, что - в случае признания его виновности в ДТП - СК выплатит деньги и ему, и пострадавшему, но при продлении договора тариф будет совсем другим и ни о каких скидках за безубыточность не может быть и речи. Помочь в такой ситуации могут такие структуры, как, например, аварийные комиссары, которые бы исключали возможность мошенничества и, скажем прямо, не совсем объективного описания ДТП. Комиссар в данном случае выступает и как эксперт, и как свидетель, в присутствии которого сговор становится невозможным. И с принятием закона как нельзя более актуален становится вопрос о статусе аварийного комиссара. По словам руководителя департамента аварийных комиссаров "Лат" Юрия Легина, на данный момент аварийный комиссар просто не имеет законного статуса для описания аварии. Без присутствия ГИБДД комиссар не сможет подтвердить факт аварии документально и в суде в лучшем случае будет выступать как свидетель. Не на любую аварию удается оперативно вызвать и комиссара, и сотрудников ДПС. Учитывая недокомплект штатного состава ГИБДД, неудивительно, что участникам ДТП порой приходится ждать часами, прежде чем на место аварии прибудут представители ГИБДД для документального оформления аварии. А пока что обойтись без помощи ГИБДД хоть и возможно, но довольно рискованно, если процесс выплаты по страховому случаю будет происходить через суд. Такие суды могут длиться годами - ведь документы, выданные службами аварийных комиссаров, юридической силы не имеют.
Итак, каковы же итоги этих трех недель? Новый закон, как и следовало ожидать, еще острее обозначил ряд проблем и противоречий правового порядка. Скорее всего, ОСАГО ожидают еще многие комментарии и дополнения. Но факт остается фактом - несмотря на массу неразрешенных вопросов, "автогражданка" действительно способна защитить пострадавших в ДТП и, хотя бы и косвенно, поднять общую культуру поведения водителей на дороге.