И КОМИССАРЫ СТРАХОВЫЕ СКЛОНЯТСЯ МОЛЧА...
"А страховые комиссары будут в каждой кампании?" - "В нашей - да, а так нет, совсем не обязательно..." - "Ну тогда еще ничего!" Согласитесь, в этом отрывке из беседы руководителя одной из питерских страховых компаний с сотрудниками дорожной милиции, участвовавшими в семинаре по подготовке к работе в условиях действия закона РФ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", весьма зримо обозначилась одна из тех многочисленных проблем, с которыми вот-вот столкнется (если уже не столкнулось) большинство участников процесса, уже прозванного для краткости "автогражданкой". Тем более сейчас, когда с легкой руки министра внутренних дел словосочетание "оборотни в погонах" уже вовсю пошло гулять по нашей стране.
И действительно, несмотря на то что согласно новому Административному кодексу, определять виновного в ДТП теперь уполномочен только суд, Госавтоинспекции все еще отведена весьма немаловажная роль в претворении в жизнь Закона об обязательном страховании. Ведь именно ГИБДД выдает ту справку о ДТП, в которой определяется, какой водитель какие правила нарушил, и которую в числе прочих документов необходимо будет предоставить потерпевшему в страховую компанию "обидчика". А кто хоть раз попадал в автомобильную аварию, знает, что уже на стадии зарисовки места ДТП мельчайшая ошибка может привести к неправильно вынесенному решению о степени виновности сторон. К тому же, какими бы ни были судьи "подкованными", они не в состоянии разобраться во всех тех технических тонкостях, которыми руководствовался дознаватель в принятии решения о нарушении правил - того самого, от которого в конечном счете зависит и решение суда. Понятно, что все это создает весьма и весьма благоприятную почву для - как бы это помягче выразиться - неофициальных вознаграждений, которыми некоторые участники ДТП неминуемо будут "премировать" особо "сговорчивых" сотрудников дорожной милиции.
До известной степени снизить остроту проблемы коррупции, грозящую "расцвести махровым цветом" уже к началу следующего года, когда действие "автогражданки" вступит в полную силу, и призван институт аварийных комиссаров, которых отныне сможет пригласить на место ДТП любой из его участников и которые призваны помочь вам в случае, если вы, например, столкнулись с явными жуликами и вам грозит стать жертвой элементарной подставы. Комиссар может быть как независимым лицом, так и связанным с конкретной страховой компанией. Однако в последнем случае и при условии, когда оба участника аварии застраховали свою ответственность в одной и той же фирме, опять почему-то поневоле начинаешь вспоминать о коррупции.
Ну а когда речь заходит о пешеходах, то размышления о взяточничестве начинают уже овладевать тобой почти что всецело. Ибо в случае наезда на этого самого обиженного участника дорожного движения (а, по статистике, такой вид ДТП составляет порядка 50 процентов от всех прочих, приведших к гибели или ранениям пострадавших) за права водителя немедленно вступится его страховая компания. Причем всеми правдами и неправдами - мол, посодействуйте нам в принятии решения о виновности пешехода, а мы в долгу не останемся. А кто, интересно, замолвит словечко за бедолагу-пешехода?!
Конечно, в качестве подобных заступников могли бы выступить компании, осуществляющие медицинское страхование граждан. Но государственные фонды ОМС и соцстраха, осуществляющие выплаты по больничным листам, на это, согласитесь, вряд ли "подпишутся". Обеспечат "необходимый минимум" медуслуг в какой-нибудь заштатной районной больнице, выплатят компенсацию утраченного заработка - тем и ограничатся. А как известно он, заработок, у большинства нашего населения не настолько уж и велик - по крайней мере такая гарантия реальной защиты наших прав страховщиками, как полис добровольного медицинского страхования, большинству из нас пока что, увы, еще не по карману. Так что, боимся, русскому языку вскоре грозит вполне реальное "обогащение" таким вот, к примеру, парафразом на тему известной поговорки: "Автомобилисты бьются - у пешеходов чубы трясутся".
Впрочем, одной только угрозой провоцирования роста взяточничества список проблем, порожденных вступлением в действие "автогражданки", отнюдь не исчерпывается - они "посыпались" сейчас как из рога изобилия. И если ответы на некоторые частные вопросы, все еще возникающие у автовладельцев (относительно сумм и сроков действия страховки, процедуры оформления полисов, переоформления добровольного страхования на обязательное, расположения пунктов продаж, списка страховых компаний и прочая, и прочая, и прочая), легко можно получить, позвонив по контактному телефону горячей линии Российского союза автостраховщиков (РСА), то на вопрос о полной гарантии выплаты пострадавшим и потерпевшим не могут сейчас ответить и сами страховщики. И дело тут вовсе не в их скрытности, а в той ситуации, которая складывается на страховом рынке. Так, например, расчеты Санкт-Петербургского союза страховщиков (СПбСС) показали, что рентабельность "автогражданки" будет обеспечена, только если компания заключит не менее ста тысяч договоров страхования. При этом прогнозы говорят, что в Петербурге свою ответственность будут страховать около восьмисот тысяч автовладельцев. И если учесть, что сейчас в нашем городе работает 25 компаний, имеющих лицензии на осуществление обязательного страхования "автогражданки", то при помощи простых арифметических подсчетов легко будет предсказать, что далеко не все из них окажутся в состоянии в полной мере нести ответственность по своим обязательствам перед автовладельцами.
И тем не менее, несмотря на все недостатки этого нового для нас института, входить в число стран, в которых между автовладельцами существуют исключительно цивилизованные отношения, нам все-таки придется. А как известно, перейти речку вброд и не замочить при этом ног еще никому не удавалось. В общем, "дорогу осилит идущий", и то главное преимущество "автогражданки", которое уже сейчас отмечают страховщики, - это перспективы вступления нашей страны в Содружество по "Зеленой карте", в соответствии с которой страхование ответственности распространяется на всю Европу. Правда, ждать такого счастья, по словам страховщиков, россиянам придется еще около четырех лет, и в течение их нашим автовладельцам, выезжающим за пределы Российской Федерации, все также придется приобретать на границе страховку ценой порядка ста евро. А вот "первая ласточка" вполне цивилизованного отношения страховщика к автовладельцу уже "прилетела" - это специальный гарантийный фонд РСА, из которого пострадавшим будет возмещаться ущерб в случаях, когда страховая фирма обанкротилась, если неизвестен виновник происшествия (попросту скрылся с места ДТП) и, наконец, если пострадавший не застрахован.
P. S. Когда этот материал уже был готов к печати, на лентах информагентств появилась информация о первых в нашем городе случаях мошенничества с полисами обязательного страхования автогражданской ответственности. Так, некоторые недобросовестные компании продают полисы АГО по цене всего 500 рублей, тогда как реальная стоимость такого документа составляет порядка трех с половиной тысяч рублей в среднем. Для всех, планирующих польститься на подобные предложения, сообщаем, что Законом РФ об ОСАГО не предусмотрены никакие скидки по стоимости полисов, а также и отсрочки по их оплате! Купленный же на незаконном основании полис АГО считается недействительным, и в случае попадания в ДТП его обладатель рискует остаться без страховых выплат. В общем, как сказал некогда своему работодателю один небезызвестный пушкинский персонаж: "Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!"