АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ГРИМАСЫ ЗАБОТЫ ОБ ИНВАЛИДАХ

На публикацию "Газель" для людей в колясках" (НВ, 4 июня 2003 года), в которой говорилось о создании холдингом "Аптека Доктор" и выборгской районной администрацией службы бесплатного такси для инвалидов-колясочников Выборгского района, откликнулись руководители Выборгской районной организации Всероссийского общества инвалидов. О проблемах инвалидов говорили председатель правления общества инвалидов Лариса Дорошина и ее заместители Игорь Репо и Сергей Старченко.

Шумно презентованный "Доктором" и администрацией района проект "такси для инвалидов" (реализованный пока в виде одной "Газели", куда коляску надо поднимать на руках по металлическим швеллерам) - не первый. Обществом инвалидов еще пять лет назад была организована транспортная служба, начало которой положила дареная "Ока". Затем баллотировавшийся тогда Геннадий Селезнев подарил районному собесу и обществу по "Газели", причем обществу досталась практически идеально подходящая для его целей модель, оборудованная гидравлическим подъемником. Это позволяло обслуживать машину силами одного лишь водителя, не привлекая пару крепких ребят, чтобы поднять в салон пассажира с его коляской и высадить по прибытии на место. "Позволяло" - потому что подъемник давно сломался и обществу никак не удается решить техническую проблему его ремонта... Затем парк машин общества инвалидов пополнился "Запорожцем" с ручным управлением (его водитель - тоже инвалид) и самостоятельно отремонтированными "поношенными" "Жигулями". В результате общество содержит, хоть и не без труда, вполне приличный автопарк, позволяющий решать транспортные проблемы инвалидов района. Правда, полной бесплатности услуг не получается: при доставке клиентов в отдаленные районы области, при выезде на дачу, например, заказчики оплачивают расходы на бензин. Но на это никто не обижается. Однако вопрос, главным образом, вовсе не в дележе "желтой майки" лидера, не в приоритете прав на идею, а в отсутствии - как на городском, так и на районном уровне власти - хоть сколько-нибудь продуманной системы работы с инвалидами. Государственной политики, если угодно. Конечно же, администрации куда проще принять участие в разовой презентации нового проекта, чем озаботиться прозаической и незаметной публике работой вроде организации ремонта гидроподъемника автомашины. Не так сложно и пандус положить для въезда инвалидных колясок в новое здание собеса. Правда, при этом лучше не озадачивать себя вопросом, что именно въехавший в него инвалид будет делать дальше, ведь к чиновникам, которые находятся на верхних этажах, никакие пандусы не ведут... Можно установить самые удобные часы работы в приемной собеса в переулке Антоненко, при этом не думая о том, что машину ближе чем метров за 800 инвалид не припаркует, хотя, честно говоря, вряд ли великая проблема - сделать соответствующую разметку... Несколько лет, как в районе принято до сих пор не реализованное решение предоставить обществу инвалидов помещение в Озерках, чтобы не вынуждать всех инвалидов района добираться в помещение общества у Финляндского вокзала... Ну и так далее. А сквозь постоянные и повсеместные недодумки и недоделки просвечивает не реальная забота о нуждах людей, а обычный, хорошо всем знакомый формализм российского чиновничества. ИХ НАЗВАЛИ МАЛОМОБИЛЬНЫМИ Если же общество инвалидов обращается в администрацию, говорит о своих проблемах, реакция отработана до автоматизма - какое-нибудь предприятие откликается на ходатайство администрации и оказывает помощь - выделяет обществу тысяч 5-10 рублей. И все успокаивается. Нет, оно конечно, спасибо и на этом, кстати, обществу только содержание парка машин обходится сотни тысяч рублей в год, а ведь оно и в протезировании, и в средствах на лечение людям помогает как может, помогает инвалидам, находящимся в нечеловеческих условиях, в которых и здоровому-то не просто - в СИЗО по соседству, и вылазки за город старается организовать, и праздники. Но делать все это хочет не за счет подаяний, да и вообще, не такой помощи ждет от государства! Инвалиды лучше, чем администрация, понимают изменившиеся условия и уже не хотят исполнять отведенную им традиционную роль просителя, постоянно клянчащего хоть что-нибудь "на бедность". Они очень хотят (и реально могут) зарабатывать себе на жизнь самостоятельно. Вот в этом им и надо бы помочь. Но как раз этого понимания им никак и не удается добиться. Нельзя сказать, что для инвалидов ничего не делается. Вот и в начале июля администрацией Петербурга издано распоряжение о мерах по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, средствам массовой информации и связи. В соответствии с этим документом все проекты новых зданий и сооружений, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации существующих объектов должны быть согласованы с органами исполнительной власти "в части соблюдения потребностей маломобильных групп граждан" (это ж надо так назвать!) и должны учитывать мнение общественных объединений инвалидов. Проект должен содержать пояснительную записку "Основные решения по обеспечению условий жизнедеятельности инвалидов", с обоснованиями и графическими материалами. Документация, не соответствующая установленным требованиям, не должна приниматься к рассмотрению органами исполнительной власти. Планировочная и проектно-сметная документация на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов социальной инфраструктуры должна пройти вневедомственную экспертизу. А проекты строительства объектов социальной инфраструктуры согласовываются еще и с органами социальной защиты районных администраций. Действие нового документа распространяется и на существующие объекты социальной инфраструктуры. Их собственники должны провести обследование условий доступа инвалидов к этим объектам, а затем осуществить мероприятия, предписанные в акте обследования. Если же владельцы в установленный срок не примут мер по обеспечению доступа инвалидов на свои объекты, им придется платить штраф. Также и арендаторам городской собственности придется выполнять требования по обеспечению условий жизнедеятельности инвалидов, которые теперь должны быть прописаны в договоре аренды. Средства, затрачиваемые арендаторами на создание таких условий, будут им засчитываться в счет арендной платы. Если же по каким-либо причинам все требования нормативов жизнедеятельности инвалидов не могут быть соблюдены в полном объеме, окончательное решение будет приниматься органом по социальной защите населения. Приведен в распоряжении и практически всеобъемлющий перечень объектов, которые отныне должны стать доступными для инвалидов. Казалось бы, только радоваться надо - процесс идет... Трудно сказать, с чем именно связано появление нового документа именно сейчас, ведь меры, которые он содержит, уже давным-давно были предусмотрены законом "О социальной защите населения", на неисполнение которого с олимпийским спокойствием очень долго взирала прокуратура города. Остается лишь надеяться, что органы администрации, в первую очередь - уполномоченные согласовывать проекты, более вдумчиво, чем сейчас, будут относиться к проблемам инвалидов.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.