И ТУТ ЧЕРЕПАХИ КАК ЛОМАНУЛИ!..
ЧУВСТВО РОДИНЫ - НЕ ДОПИНГ<br>Недолго победная музыка услаждала слух служащих Bridgestone: если пятничный провал Ferrari, отнюдь не судьбоносный, мудрые японцы могли отнести за счет ошибки Михаэля Шумахера и не до конца удачных настроек F2003-GA Баррикелло, то результаты субботней квалификации, на мой взгляд, должны были подвигнуть потомков самураев поступить по законам чести.
Конечно, можно опять-таки сослаться на то, что пятикратный чемпион мира сам выбрал более жесткий тип резины, за что и поплатился шестым местом на стартовом поле. Но с этим-то, кстати, еще можно было бы смириться: в конце концов, не место красит титулярного пилота. Удручает то, что обладателю pole position, которую впервые в нынешнем сезоне в свои закрома заложил Хуан Пабло Монтойя, Михаэль проиграл - не уступил, а именно проиграл - более 0,7 секунды. И это - лучший пилот на лучшей машине чемпионата. Здесь, вероятно, уместно упомянуть третье время в квалификации того же Баррикелло, но бразилец, даже на более мягкой резине, оказался на 0,321 секунды медленнее соседа по исторической родине. Будь это старый Hockenheim-ring, на эти десятые запросто можно было бы махнуть рукой, но при длине круга в 4,574 км да при абсолютном попадании в настройки, как декларировала Scuderia, результат ее numero due, прямо скажем, не ахти.
Что же касается пилотов Williams, то они в очередной раз оказались вне конкуренции. Как на хронометраже, так и в гонке (что характерно - оба). Ральф Шумахер, завершавший квалификационные смотрины, уже зная время Монтойи, не смог опередить одноклубника - их разделили какие-то жалкие 0,018 с. Потихоньку сдает свои позиции McLaren: Райкконен довольствовался лишь пятым местом, притязания Култхарда и вовсе куда скромнее - в субботу выше десятой позиции он не прыгнул.
Ненавязчивый откат наблюдается и со стороны Renault, где, похоже, о своем более длительном паломничестве в F1 вспомнил Трулли, и в Германии опередивший (на четыре места) Алонсо. Правда, в Хоккенхайме Ярно оказался не столь удачлив, как в Британии, абонировав лишь четвертую строку стартового протокола.
Входит во вкус Toyota, и хотя о штурме pole position в ней поговаривают еще осторожно, но и Пани (7) и да Матта (9) весьма комфортно ощущают себя в первой десятке.
Что же касается остальных конюшен, то там все по-прежнему. Переход Вильсона в Jaguar особых дивидендов не принес: хотя сам Джастин и поднялся в квалификационной решетке (15), результаты Пиццонии были выше. Но что накануне воскресенья роднило всех пилотов (кроме Монтойи, разумеется), так это надежда на лучшее завтра.
ТЕПЕРЬ РАЙККОНЕН ЗНАЕТ ФОРТУНУ СО СПИНЫ
Однако, как говорил Булат Окуджава, замысел еще не точка, и уже после первого круга собственно GP von Deutschland сразу пять пилотов расстались с мечтой поправить свое положение. В первом эшелоне на светофоре лучше других проявил себя Райкконен: в момент разобравшись с Трулли, он повел активные наступательные действия на позиции Баррикелло. Те оказались практически не укреплены: на сигнал к атаке бразилец среагировал вяло, засмотревшись на стоящего впереди Ральфа Шумахера. Тот также с места в карьер не рванул, но, защищая свою позицию, перекрестил траекторию и подошел к Рубенсу справа, в то время как слева его уже зажимал Райкконен. И тут получилось, как в известном произведении: Ральф подтолкнул Баррикелло, тот подпихнул Кими, который в данной ситуации оказался первым крайним - его MP4/17D досталось больше всех, во всяком случае, одного непритязательного взгляда на нее было достаточно, чтобы с большой долей вероятности предположить завершение для финна немецкой кампании: уж слишком независимыми от автомобиля смотрелись все колеса. То, что Баррикелло уехал немногим дальше, а Ральф Шумахер добрался лишь до боксов, стало слабым утешением первому пилоту McLaren. Характерно, что каждый из участников этой заварушки оценивал ее по-своему. При этом питомец Williams указывал на то, что каждый должен контролировать свои действия сам (и слова против не скажу). Представитель Ferrari всю ответственность возлагал на Райкконена, углядывая именно в нем источник собственных напастей. Ну а финн честно признался, что не знает ответа ни на вопрос, кто виноват, ни на вопрос, что делать. Но тут вовремя на первый план выдвинулись делегаты FIA, назначившие зачинщиком инцидента Шумахера-младшего и в качестве наказания определившие ему откат на десять мест по сравнению с квалификационными показателями на стартовом поле грядущего венгерского этапа.
СЧАСТЛИВЧИК МОНТОЙЯ
Одновременно аналогичные разборки случились в последнем эшелоне. Ральф, но уже Фирман, как бы вскользь, задел корму С22 Френтцена, а Вилсон совершил аналогичную акцию в отношении BAR005 Вильнева и EJ13 самого Фирмана. Ирландец сошел сразу, канадца развернуло, а немец подался в боксы и оттуда уже не выезжал. Известное дело - без Safety Car тут обойтись не могло: если уж ее призывали по более пустячным поводам, то здесь - сам Бог велел. Правда, долго она не задержалась, и как только трассу подочистили от ненужных аксессуаров автомобилей, то есть на четвертом круге, публике явили рестарт, и свою игру повел Монтойя. Весь в белом. Только единожды, после своей первой ходки в боксы, он ненадолго освободил место во главе пробега, однако в дальнейшем он просто издевался над своими соперниками. Впрочем, таковых-то и не было - слишком велико оказалось преимущество Монтойи. Чему свидетельство - всесведущая неподкупная статистика: нанеся три визита своим механикам против двух у остальных приписантов подиума и очкового сектора, Хуан привез занявшему второе место Култхарду одну минуту и 5,4 секунды. "На протяжении этого чемпионата нас долгое время называли черепахами, - рассуждал победитель на постфинишном построении. - Но теперь вряд ли кто скажет о нас такое. Что касается видов на титул, то говорить об этом, наверное, еще преждевременно: хотя от Михаэля меня и отделяет теперь лишь шесть очков, до конца чемпионата четыре гонки, и случиться может все. Как с Шумахером, так и со мной или любым другим пилотом".
О том, что помогло колумбийцу так фамильярно приблизиться к лидеру чемпионата, - разговор особый. Старт на Hockenheim-ring Михаэль, как водится, не выиграл. Я бы сказала - проиграл, пропустив вперед Алонсо и Пани. Правда, француза Шумахер на место поставил сразу, а вот в отношении испанца пришлось изрядно потрудиться, и только на 31-м круге, вынудив-таки Фернандо ошибиться, Михаэль прошел его, но это была борьба только за третье место, а на втором прижился Трулли. Правда, до него еще надо было добраться. Обгон итальянца достоин занесения в учебники в раздел "Так делать не надо. Потому что так сделать может только он". Ведь для того, чтобы пройти Ярно, пятикратный чемпион не то что не воспользовался идеальной траекторией (та некоторым образом оказалась занята), но и вообще ушел на гравийную полосу безопасности. Это произвело на Трулли столь сильное впечатление, что кругом спустя он без всякого намека на сопротивление пропустил Култхарда, в свою очередь воодушевленного инициативой Михаэля. Казалось, что второе место в Германии, до которого оставалось только три круга, укрепит позиции старшего Шумахера в чемпионате. Но тут случилось то, о чем и скажет после Монтойя: на F2003-GA прокололось левое заднее колесо. В самом неподходящем (если существуют другие) для этого месте - в начале круга. Так что пришлось Михаэлю терять время на тяжкий путь в боксы и незапланированный pit stop. Что же в это время творилось во владениях Scuderia, описанию не поддается. Казалось, что Жана Тодта и Росса Брауна вот-вот хватит кондратий. Браун лично вышел на pit lane встретить своего пилота и единомышленника, который с каждым метром передвигался все медленнее.
ПЕРЕШЛИ В ЭНДШПИЛЬ
Так второе место трансформировалось для Михаэля в седьмое: за три круга отыграть упущенное - это даже не утопия. Что же до Култхарда, то ему уже никто и ничто не помешало финишировать вторым. Даже гнев Трулли, первый раз в нынешнем сезоне взошедшего на подиум. Правда, в большей степени осерчал итальянец на Михаэля, считая, что тот некорректно прошел его, а шотландец сей неджентльменский почин подхватил. Конечно, по совокупности двух последних этапов Ярно, вероятно, заслуживает большего, но в F1 сложение как таковое отсутствует. Но и третье место итальянца весьма почетно, учитывая, что на гонку он выходил с высокой температурой и весьма плохим самочувствием.
Итак, чемпионат переходит в эндшпиль, а ясности - никакой. Ferrari сменила приоритеты и в качестве основной угрозы теперь рассматривает Williams. И это, скорее всего, правильно - после двух третей дистанции черепахи преобразились. Конечно, если FIA не изменит своих позиций в отношении наказания Ральфа Шумахера (а рассмотрение апелляции Williams назначено на 19 августа), задача конюшни сэра Фрэнка несколько усложняется. Лидерство Михаэля довольно шаткое, но для того, чтобы лишить его желтой майки, нужно не просто догнать Шумахера, но и превзойти. А это не так-то просто сделать даже при помощи Bridgestone, и оставшихся четырех этапов может попросту не хватить. Кстати, в следующем году нас ожидает 18-раундовый чемпионат. Это, слов нет, хорошо. Как и то, что в календаре вновь появится Бельгия. Если не случится что-нибудь из того, чем нас пугает Монтойя.