РАЗМЫТЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Давно прошли те времена, когда петербургские метростроители чуть ли не каждый год радовали нас новыми станциями городской подземки. Если до начала 90-х годов вводилось в среднем за год 3 км линий метрополитена, то за последние 12 лет линии метро удлинились всего на 7 км. Но теперь у метростроителей есть непробиваемый аргумент, сразу отметающий все упреки в их адрес по поводу резкого снижения темпов, - размыв.

Действительно, на работы по восстановлению аварийного участка Кировско-Выборгской линии между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества" уходит львиная доля средств, которыми располагает петербургский "Метрострой". Так, если на 2003 г. в бюджете страны предусмотрено выделение 721 млн рублей на строительство объектов метрополитена в городе на Неве, то 700 млн из этой суммы адресно выделяется на работы в зоне размыва. Но самое главное, что здесь городу никак не удается выдерживать очередные громогласно объявляемые сроки. Помнится, в мае 1996 г., еще до своего первого избрания на пост губернатора, Владимир Яковлев обещал решить проблему до конца 1998 г. После подключения к восстановительным работам итало-шведского концерна предусматривалось открытие нового перегона в мае 2000 г. Верно, проходческий щит "Виктория" удалось запустить в эксплуатацию лишь в конце 2001 г.! Все мы ждали, что жители Гражданки наконец-то перестанут быть отрезанными от центра хотя бы к юбилею Петербурга, но к тому времени щит с победным названием прошел всего лишь половину пути. Теперь председатель Госстроя Николай Кошман обещает, что это радостное событие произойдет в I квартале будущего года. Однако специалисты в самых оптимистичных прогнозах называют датой окончания работ осень 2004 года. И каждый год, рапортуя об освоении солидных сумм, поступивших из бюджета, генеральный директор ОАО "Метрострой" Вадим Александров вынужден говорить примерно одно и то же: "Новыми станциями похвастаться не могу - слишком много средств уходит на восстановление дорогостоящего проекта на участке размыва". Губернатор Владимир Яковлев, который, кстати, сам нарек проходческий щит "Викторией", считал для себя делом чести окончание подземного долгостроя. Да, видно, не судьба. Но если о беде жителей Гражданки знают все, то о том, что так нужная 390 тысячам обитателей Купчино новая линия метро давным-давно заморожена, как-то подзабыли. А ведь работы на этой "новой" ветке были начаты еще... в 1990 году. Сделано немало, но шесть лет назад Фрунзенский радиус был поставлен на консервацию. Теперь же приходится тратить бюджетные деньги на то, чтобы поддерживать ржавеющие, приходящие в негодность сооружения хотя бы в безопасном состоянии. По новому, скорректированному плану развития петербургского метрополитена первый участок этого радиуса - до станции "Бухарестская" - должен войти в строй только через четыре года. Если, конечно, не будет проблем с финансированием. Согласно этому перспективному плану, рождающему оптимистические ожидания, всего в Петербурге к 2015 г. должна появиться 21 новая станция метро. Но никто не знает, сколько еще раз туда придется вносить коррективы. Тем более если учесть, что в число недостроенных объектов попал не только Фрунзенский радиус метро. Не завершена прокладка линии от станции "Старая Деревня" в жилой район "Озеро Долгое" с населением 120 тыс. человек, в стадии незавершенного строительства находится 24 км перегонных тоннелей и других вспомогательных выработок, а также три станции - "Комендантский проспект" (ее начали строить 12 лет назад!), "Адмиралтейская" и "Звенигородская". Для обеспечения нормативной пропускной способности, а также для исключения чрезвычайных ситуаций необходимо построить дополнительные наклонные ходы на 18 станциях метрополитена. Но озабоченность вызывает не только тот факт, что "замороженные" объекты отодвигают на неопределенный срок решение транспортной проблемы, обостряющейся с каждым годом. Наличие под землей большого количества незавершенных строительством горных выработок несет потенциальную опасность для зданий и сооружений, расположенных на поверхности. Конечно, как и во всех наших бедах, все упирается в нехватку финансов. Откуда же возьмутся средства и на незавершенку, и на освоение новых объектов? Глава "Метростроя" Вадим Александров рассчитывает, что городу пойдут навстречу в изменении соотношения отчислений из федерального и местного бюджетов, направляемых на развитие подземного транспорта. Сейчас из центра поступает лишь 20 процентов необходимых средств, остальная часть ложится бременем на городской бюджет. - Мы надеемся, - сказал В. Александров, - что это соотношение будет изменено на оптимальную пропорцию - 50:50. Нас в этом поддерживает и председатель Госстроя Николай Кошман. Считаю, что при положительном решении этого вопроса у "Метростроя" действительно появятся вполне реальные перспективы. Так что теперь у нас есть и долгосрочные планы, и сиюминутные надежды на финансы. Остается ждать и надеяться, что на этот раз гора придет к Магомету.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.