МАРТИН ВХОДИТ ВО ВКУС
Конечно, рано или поздно все тайное становится явным, даже если для этого и требуется изрядное количество времени. Вот, скажем, Маркко Мартин. Жил себе человек на свете 27 лет и 9 месяцев, и мало кто из автообщественности догадывался, что самое заветное желание эстонца - выиграть Rally Finland. Как узнали? А на постфинишной пресс-конференции, куда Маркко прибыл триумфатором финской баталии. И тут уместно отметить то печальное для принимающей стороны обстоятельство, что это первый нефинский, паче того - нескандинавский гонщик (да и штурман у него, между нами, - британец), сорвавший банчок Rally Finland после 1992 года, когда подобная дерзость удалась Дидье Ориолю. Кроме француза из пришлых преуспел здесь только Карлос Сайнс (1990) - не густо за 52-летнюю историю суомских похождений.
ОВАЛ ПРОТИВ ЛЬВА
Исходя из этих статистических хроник, ненавязчиво напоминающих, что наиболее успешным из действующих пилотов здесь считается Томми Мякинен, побеждавший пять раз (1994-1998), а Маркус Гронхольм выигрывал домашний этап чемпионата мира три последних сезона, к фаворитам первого эшелона Мартина особо не причисляли. Нежные души публики при всей своей симпатии гостям пальму первенства отдавали все же аборигенам. Реестр гипотетических победителей второй волны открывал Ричард Бернс, отмечавший свою сотую ходку в чемпионат мира. Кстати, именно под знаменами Total Peugeot априори и углядывался обладатель 10 очков гравийного Гран-при, как падкие до изящной латыни обыватели называют Rally Finland. В общем, как ни крути, пристрастная тусовка излишними шансами прочих соискателей финских лавров не наделяла. И промахнулась - отвыкла за 11 лет!
Эстонец же начал банковать прямо со старта ралли, то есть еще в четверг, при массовом скоплении авторотозеев накатив Гронхольму 0,4 секунды на СуперСУ1. Не ахти что, но и Супер-то так себе - каких-то два километра.
Борьба между голубым овалом и львом развернулась во всей своей красе на следующее утро и шла с переменным успехом. На первом же пятничном допе Мартин и Гронхольм показывают абсолютно одинаковое время. Далее только они и разыгрывают финскую карту, великодушно оставляя постепенно переходящим в разряд виртуальных конкурентам право разбираться за их антикрыльями. Во главе пробега Мартин пребывал до СУ5, где он проиграл Гронхольму 3,7 секунды. А так как к тому времени финн уступал коллеге только 1,3 с, то эстонцу пришлось отступить. Не далеко и не надолго - после СУ9 Маркко восстанавливает статус-кво, и хотя последний, десятый доп первого круга и остается за Маркусом, на промежуточном финише он - только второй. С отставанием - старшно сказать - в 2,6 секунды.
А что же остальные? Они уже давно потеряли наших бывших соотечественников из виду. При этом в пятницу техника оказалась благосклонна к автостарателям, так что рекламации по поводу отставания они могли предъявлять исключительно себе. Правда, Мякинен жаловался на излишнюю вибрацию колес, списывая ее на мусс. Однако именно он и выручил четырехкратного чемпиона мира, когда тот уже на СУ2 поимел прокол, опустивший его на восьмое место. Там же его соотечественник Харри Рованпера, ударившись о камень, а заодно и о дерево, повредил подвеску и ко сну отходил ближе к третьему десятку. Бернс, угнездившийся на третьем месте, особого беспокойства за его судьбу не испытывал, а вот на четвертую позицию глаз положили сразу три автотоварища: МакРэй, Зольберг и Сайнс. Последний оказался наименее удачен - из-за промашки с настройками стабилизатора поперечной устойчивости его номер перед вторым кругом только шестой. Правда, отстоявший высоту МакРэй уехал от испанца не так и далеко - всего на 7 секунд. Тылы Сайнсу готовился прикрывать Лоэб, в отличие от одноклубников не столь хорошо знакомый с трассой.
Как и предполагалось, суббота началась партией Гронхольма. И вел он ее весьма уверенно: не повторив вчерашней промашки (впрочем, не великой) с резиной, он после трех допов вез Мартину почти 5 секунд, но уже на следующем СУ случилось непоправимое - на 206-й срезает подвеску, и Peugeot теряет переднее колесо. "Не знаю, что произошло, во всяком случае, я ни обо что не ударялся. Педаль тормоза работала очень мягко, когда отлетело колесо. Может, кончился подшипник. Конечно, я очень расстроен, ведь мы надеялись выиграть четвертое домашнее ралли подряд", - таковы были первые слова Маркуса, сказанные сразу после схода, ставшим второй потерей французов и финского контингента - двумя допами ранее гонка завершилась для Рованперы. Кстати, помимо Гронхольма СУ14 оказался нефартовым еще для четырех экипажей. МакРэй прибыл в зону технического контроля на минуту раньше (спасибо штурману), чем его там поджидали комиссары, за что и был пожалован эквивалентной временной прибавкой к своему и без того уже невысокому результату. Бернс проколол колесо и хотя позиций своих не сдал, большую часть допа испытывал весьма неприятную вибрацию. У Лойкса затроил двигатель, а Дюваль последние два поворота ехал и вовсе без тормозов - пустяковое дело при изобилии трамплинов. На их фоне Мартин, который просто "ехал медленнее обычного", смотрелся прямо-таки везунком.
РИСК - ДЕЛО БЛАГОРОДНОЕ, НО НЕ ДОХОДНОЕ
Не знаю, насколько искренен был Маркко, сожалея о досрочном прекращении дуэли с Гронхольмом (но и не верить ему оснований нет), но, узнав о постигшей того неприятности, вздохнул эстонец посвободнее - вышедшему за счет сослуживца на второе место Бернсу он вез 20 с. Что в лучшую сторону отразилось и на пилотаже эстонца - давненько Ford Focus не выглядел столь безупречно в боевых условиях, и на финише второго круга Мартин накатил Бернсу 1 минуту и 13 секунд. Поправили свое положение Лоэб и Мякинен, поднявшиеся сразу на две ступени. Правда, опять-таки за счет ближних. В отличие от Сайнса, которому третье промежуточное место далось в нелегкой борьбе с Зольбергом, - тоже достойная пара. Кстати, под "ближними" я подразумеваю и Колина МакРэя. То ли расчувствовавшись от погрешности в расчетах, то ли повторив ее, но после добавленной минуты его пребывание на Rally Finland не затянулось - на СУ15 Xsara шотландца, не удержавшись на трассе, соскользнула, произвела несколько кувырков через голову, а далее все, как по-Зощенко: упал, лежит, скучает. Правда, долго скучать МакРэю и Рингеру не пришлось - их повезли в госпиталь на обследование, выявившее, что самочувствие гонщиков много приличнее состояния их транспортного средства.
Не в обиду Бернсу будь сказано, но единственное, на что он мог надеяться в воскресенье, - это на ошибку Мартина или капризы Focus. Но те повели себя в высшей степени корректно: Маркко без нужды (а ее не было еще со вчерашнего дня) не рисковал, а машина... - не зря же столько лет ее доводил до ума Карлос Сайнс. Да и Michelin, наверное, очень хотела одержать 200-ю победу на этапах чемпионата мира. Что же до Ричарда, то, увлекшись погоней за эстонцем, он напрочь забыл об арьергарде. И напрасно, ибо уже на открывавшем заключительный круг допе англичанина прошел Зольберг, заодно разобравшийся и с Сайнсом, у которого возникли серьезные проблемы с глушителем. При этом свои вечерние обязательства норвежец перевыполнил: после субботнего финиша он обещал потягаться только за третье место. Чего Сайнс и опасался. Так что не возьмусь фантазировать, каким на финише оказался бы испанец, если бы не тот огромный отрыв, которым он накануне подстраховался насчет Лоэба. Что же до Бернса, то, хотя в воскресенье он и выиграл три СУ, пройти Зольберга не смог: стоило Ричарду показать лучшее время, как на следующем допе ответную любезность проявлял Петер.
Вторая победа Мартина в нынешнем сезоне, да и во всей его карьере, укрепила позиции Бернса и Сайнса в чемпионате. Как бы ни завершилось грядущее через четыре недели Rally Australia, и после него англичанин останется лидером. Карлоса, правда, могут подвинуть Гронхольм, Зольберг, Лоэб и тот же Мартин. Но это - при самом неблагоприятном для испанца раскладе.