ПОЭЗИЯ И ПРОЗА ПАРКА МОНРЕПО
Жителя Петербурга, привыкшего к повседневному соседству с уникальными архитектурными и историческими памятниками, который ежедневно по пути на работу видит из окна маршрутки Исаакий, Адмиралтейство, Петропавловку или Казанский собор, ежегодно ездит с друзьями на церемонию открытия фонтанов Петродворца или гуляет по паркам Павловска, для которого сводить детей в Эрмитаж или Русский музей не такое уж и большое событие, чем-либо удивить сложно. Но даже избалованный житель северной столицы, один лишь раз побывав в Музее-заповеднике Монрепо старинного Выборга, откроет для себя принципиально новое ощущение, которое вряд ли может ему дать созерцание любых традиционных красот пригородов Петербурга.
Если верно, что архитектура - это застывшая музыка, то парк Монрепо - само воплощение поэзии. Здесь нет уникальных скульптур великих мастеров и блестящего золотом великолепия царственных дворцов, версальской ухоженности парков, изящных фонтанов, геометрически безупречных аллей и клумб... Нет, суть Монрепо совершенно иная. Его секрет - в удивительно органичном сочетании ландшафта, живой природы и поэтической фантазии мастерства человека. Вряд ли можно сказать точнее, чем это сделал директор парка Монрепо Евгений Труфанов в своей стихотворной строфе: "Здесь не нужно объяснений звукам, льющимся по скалам..." Это действительно так. Здесь не надо слов. Здесь "на камнях растут деревья" буквально, а обычная для других мест паломничества туристов галопирующая под скороговорку гида экскурсионная группа выглядела бы чужеродно и даже дико...
ГИПНОЗ ОТРЕШЕНИЯ
Парк Монрепо имеет некую собственную, особую ауру. Здесь даже время течет по своим законам, здесь словно гипнозом или неслышным камертоном сам собой, незаметно и ненавязчиво, задается отрешенный от мирской суеты неспешный внутренний ритм. И не случайно парк Монрепо приводит в отчаяние протокольные службы разнообразных официальных лиц, прибывающих сюда с визитами. Здесь, как в своеобразном Бермудском треугольнике, неизменно терпят крушение выверенные по минутам их графики. Мало того, что сами высокие гости теряют представление о времени (это было бы еще полбеды), но они еще и перестают реагировать на отчаянные попытки референтов вернуть их к реальности и спасти хоть часть гибнущего расписания. Запланированный, скажем, на полчаса визит реально может продолжаться и часа полтора-два...
Евгений Труфанов к этому давно привык и теперь только посмеивается. Поначалу, когда ему сообщали, что очередное "лицо" прибыло "строго на 30 минут", он искренне пытался сделать невозможное (а полноценная экскурсия по парку занимает порядка пяти часов) и уложиться в отведенное время. А потом - махнул рукой и сейчас, что бы ему ни внушали референты, не спорит с ними, а со всем соглашается и начинает экскурсию... Ну а потом включается эффект "гипноза Монрепо" и все идет, к отчаянию очередных сопровождающих, по накатанной схеме, не оставляющей от их графика движения камня на камне... Повторюсь - это при том, что здесь нет выраженных мировых шедевров вроде Эрмитажа, пирамид Хеопса или Ниагарского водопада, хотя, строго говоря, такие мэтры, как Монферран и Штакеншнейдер, руки свои к парку Монрепо все же приложили...
РАЙ ДЛЯ ХУДОЖНИКА
Все же главное здесь - совсем другое. Наверное, особенно близко это "другое" должно быть носителям восточной культуры, скажем японцам, с их вековыми традициями медитации, восхождений на Фудзияму, созерцания цветущей сакуры и сада камней, понимания природы и умения слиться с ней... Возможно, пониманию создателей парка тоже близка красота с виду ничем не примечательной, но полностью рукотворной липовой аллеи, каждое дерево и каждая горсть земли для которой были в свое время завезены на выборгские скалы, где в естественной среде не росли никакие лиственные деревья. Или красота другой аллеи, с одной стороны ограниченной традиционным рядом деревьев, а с другой - уходящей в небеса отвесной скалой, покрытой сложным орнаментом расщелин и разноцветьем мхов... Это впечатляет.
Можно представить себе, какая картина здесь открывается осенью, в антураже разноцветных листьев и ярких красок, или зимой, когда мхи создают эффект подцветки ледяной корки, покрывающей скалу... Если учесть, что и сейчас, летом, впечатление остается сильное, нет никаких оснований не верить Евгению Труфанову и его заместителю Марине Ляминой, которые в один голос уверяют, что осенью или зимой картина создается просто фантастическая... Надо заметить, уверяют не слишком громко.
ОСТОРОЖНО: ЗАПОВЕДНИК!
Еще один парадокс Монрепо - ему реклама и привлечение внимания потенциальных туристов, как ни парадоксально, не только не нужны, но и противопоказаны. Дело в том, что по всей своей сути парк-заповедник Монрепо - это не место массовых мероприятий, народных гуляний и увеселений. Парадокс заповедника состоит в том, что ему, в отличие от других туристических объектов, обычно заинтересованных в максимальном потоке посетителей, толпы "культурно отдыхающих" только вредят. Причем вредят очень серьезно. Даже небольшой, по общепринятым меркам, пожар здесь приобретает характер стихийного бедствия, поскольку бороться с ним приходится самим сотрудникам парка, да еще - практически вручную, поскольку противопожарная техника по скалам не пройдет. Прибавим к этому условия, когда необходимо беречь каждое дерево или растение... Ведь парк Монрепо - это не только историко-архитектурный, но и природный заповедник. Следить за порядком - задача чрезвычайно сложная, ведь площадь только его исторического ядра, усадебного комплекса, составляет 30 га, а общая площадь - 170 га. Ограждений и даже четких границ заповедника не существует. С учетом изрезанного, сложного берегового рельефа и необходимостью многих точек геодезической привязки стоимость работ по оформлению землеотвода уходит куда-то во многие миллионы рублей. Для парка, который хоть и является национальным достоянием, но финансируется процентов на 20 от реальной потребности, такие суммы просто непомерны. А пейзажи, ландшафты, животный и растительный мир Монрепо кого только не привлекают! Это и скалолазы (сейчас хоть с организованной их частью администрации удалось договориться), и браконьеры, и "дикие" туристы... Восстанавливать утраченные строения помогает специально созданная ассоциация "Про Монрепо", но и тут без проблем не обходится. Так, даже за бесплатно изготавливаемые финскими студентами архитектурные детали, которые лишь монтируются на месте, парку приходится платить российскому государству большие таможенные пошлины.
ПРИЮТ ДУШИ
В разное время владельцами парка были комендант города Выборга П. Ступишин, выборгский генерал-губернатор герцог Ф. Вюртембергский и, наконец, семейство баронов Николаи. Именно барону Людвигу-Генриху Николаи парк обязан своим неповторимым романтическим обликом, единой глубоко поэтической и эстетической концепцией, где в единое целое оказались органично сплетены и ландшафт, и природа, и архитектура. Барон Людвиг Николаи (1737-1820), уроженец Страсбурга, был одним из образованнейших людей своего времени, лично знал Вольтера, Дидро, Даламбера, был писателем, поэтом, знатоком и ценителем искусств. Свою карьеру в России он начал с должности учителя будущего императора Павла I, закончил - президентом Петербургской академии наук. В своем лучшем творении - романтическом парке Монрепо - Людвиг Николаи соединил искусство поэта и садовника, философа и художника. Даже замысел будущего парка был им изложен не в чертежах или инструкциях, а в поэме "Поместье Монрепо в Финляндии", написанной в 1804 году. Поэма стала уникальным документом, в котором в стихотворной форме была изложена как философская концепция, так и подробное и реалистичное описание еще не существующего парка.
Монрепо в дословном переводе с французского (Mon repos) означает "мой отдых". Но в данном случае этот перевод является не более чем грубым подстрочником. Ближе, но не точно - "место отдохновения". Но точнее всего, вероятно, суть парка отражал бы перевод названия - "приют души". Сам барон неоднократно повторял, что он хотел бы всегда жить в Монрепо. Но, видимо, он чуть-чуть не договаривал: и умереть он хотел именно здесь. Во всяком случае, если бы существовал некий особый рай для поэтов, этот рай, вероятно, имел бы вид парка Монрепо.