ЛАДОГА - ОНА СОВСЕМ НЕ СТАРАЯ

О легендарном и летописном бытии населенного пункта, ныне именуемого Старой Ладогой, в прошлом - просто Ладогой, а также Альдегейя, Альдейгьюборг, о том, как там "сидел" Рюрик, о том, что есть полные основания считать Ладогу изначальной столицей Руси, о том, что в наше время самое понятие Руси заиграло новыми красками и смыслами, в течение последних лет написано много, в том числе и газетой "Невское время". И на самом деле после 16 августа (минувшей субботы, когда состоялись праздничные торжества в честь признанного наукой 1250-летнего юбилея древней столицы) еще предстоит не раз обращаться в воспоминаниях и мыслях к событию, свидетелями которого мы стали.

...В субботу, рассматривая в автобусе замечательно изданный альбом фотографий Ладоги с предваряющим материалом на нескольких языках и списком всех, кто участвовал в издании, мы еще не знали, что днем раньше не стало одного из упомянутых в нем - историка, археолога Глеба Лебедева, сделавшего так много для славы Ладоги... Печальная весть еще не разнеслась над крепостными стенами, над древним Волховом. А теперь думается: может быть, сам Глеб Сергеевич и хотел бы - чтобы праздник не был ничем омрачен... ...Здесь многолюдно, шумно, ярко и весело. И почему-то накладываются впечатления на недавние ощущения в Изборске близ юбилейного Пскова - неуловимое родство ландшафта и атмосферы при внешней разности. ("Трувор сел в Изборске"...) Еще до начала торжественной части бродим по развернувшимся ярмаркам. Собственно говоря, начало празднований стало для меня более чем прозаичным. Наткнулась на палатку с продукцией сланцевского "Полимера". Шлепанцы - традиционные "сланцы", которые долго и безуспешно искала в качестве банной обуви, резиновые калоши на меху для мамы - пенсионерки и огородницы. Дешево, практично и в хозяйстве необходимо. Народ толпится. Понятное дело - среди съехавшегося сюда народа (например, мастеров народных промыслов или участников художественной самодеятельности) масса тех, кому нужна недорогая огородная обувь. Нынешнее бытие древней земли - а впрочем, почему "нынешнее"? Встречаю двух милых женщин из Тосно в народных концертных костюмах. Сшиты по правильным чертежам из петербургских музеев. Хотя трудно подобрать аутентичную ткань, да и красители ныне иные, чем сто-двести лет назад использовались на мануфактурах (а еще пару лет назад горел ДК, и у их ансамбля сгорели наряды и инструменты, пришлось восстанавливать, а это так нынче дорого...). А на ногах - лапоточки. У одной - нынешнего изготовления и не очень удобные в носке. А у другой - от бабушки доставшиеся, "правильные", удивительно удобные и, как нынче говорят, "экологичные". Ведь было важно, чтобы и по ягоды в лес было удобно пойти, и огород в чем полоть... Это сейчас - лишь петь со сцены или на открытой праздничной площадке. А жизнь-то - не князей, не дружинников, не государевых чиновников и не партийных работников - всегда была одна: вырастить урожай. Построить избу новую после пожара. Смастерить одежку-обувку... И потом, переходя от палатки к палатке в ожидании официальных речей, мы видим на празднике сегодняшний вариант извечной жизни, включая плюшки и квас, пирожки с рыбой и курицей, дурманящие ароматы свежего хлеба и жареного мяса. За столиками устроились местные и гости. Местных-то вообще мало, чуть больше двух тысяч живет во всем селе. Уже давно селе - со времен Петра Великого, построившего совсем рядом Новую Ладогу. Говорят все о том о сем. О том, как "недавно Путин по воде приезжал". О том, где какие праздники местные летом, в каком селе или райцентре. О том, что вечером будет представление Псковского театра. О слухах, что, дескать, Жириновский обещался - при его имени хихикают. (Честно говоря, так и не знаю - приезжал или нет. Кажется, все же Бог миловал.) Здесь бродят веселые европейцы - скандинавы и поляки. В уголочке перекуривают, слегка ежась (то дождик моросит, то ветерок нежаркий веет), девочки в светлых не то северославянских, не то варяжских нарядах. Закончится их выступление, они радостно переоденутся в свои джемпера и джинсы... "Холодно, девочки?" - "Да-а... Зато весело!" ...Ладожан и вместе с ними - без преувеличения - всю Россию поздравили представители городов-побратимов и гости из российских регионов. Это уже после того, как от Олегова кургана прошло веселое разноцветное и разноголосое костюмированное шествие. ...Одна-единственная (впрочем, достаточно традиционная и которую никак не удается изжить) ошибка словесная прозвучала в крепости, куда по пригласительным билетам пускали на театрализованное представление - Рюрик все тот же, равноапостольная Ольга, прочие исторические персонажи. И традиционный Петр, выскочивший из-за кустов, прокричал: "Виват России!" Тогда как (сколько можно объяснять) что "виват" - значит по латыни "живет", то есть "Живет Россия!" И "Петр" жизнерадостно и напористо говорил, что помимо Санкт-Петербурга есть великий город Старая Ладога... Старой, кстати, она стала называться именно в результате построения настоящим Петром Новой. Утрата торгово-экономического значения, как писали в учебниках двух прошлых столетий. Сейчас ладожане хотят, чтобы эпитет "Старая" был убран. И чтобы снова им стать городом - ведь есть же в Европе города и с меньшим населением. Тем более что юбилей способствовал и активизации дорожного строительства, и созданию музея, уже привлекающего внимание тысяч туристов, еще раньше - строительству гостиницы, разработке туристических водных маршрутов... ...Уходим из крепости, где, как древние стражи, по периметру стен стоят сотрудники органов правопорядка во вполне современной форме. И возвращаемся на ярмарку. Здесь прямо на месте плетут кружева коклюшками, демонстрируют искусство макраме и роспись по керамике, плетут шедевры из бересты, создают на ваших глазах стоящие немалых денег (и заслуженно) лоскутные одеяла (в центре - корабль на волнах, или обильная плодами яблоня, или сказочный сюжет - это теперь называется новомодной иностранной техникой пэчворка) - волховчане и гатчинцы, выборжане и приозерцы и соседи из Великого Новгорода... У Валерия Николаевича Соколова из Выборгского района мы покупаем традиционных семерых слоников на счастье, в советскую эпоху считавшихся "мещанскими", - но не фарфоровых, а вырезанных из дерева. В давние времена, пятилетним мальчиком, он научился от отца вырезать из липы и сосны собачек, тигров, лошадей. Продавал тогда по пятачку, по гривенничку - на свои ребячьи траты. Потом вся жизнь в трудах, в лесхозе. Но зверюшек вырезал и раскрашивал уже взрослым - в редкое свободное время. Просто для души. И, как другие мастера, привез свое искусство: кто-то посмотрит, кто-то купит - на счастье!
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.