ПРОЩАЙ, ГЛЕБ СЕРГЕЕВИЧ
Глеб Лебедев родился в истощенном Ленинграде, только что освобожденном от блокады, и вынес из детства готовность к борьбе, крепкие мускулы и слабое здоровье. Окончив школу с золотой медалью и отслужив три года в армии на Севере, он завершил курс Университета досрочно и тотчас был взят на кафедру археологии преподавать своим недавним сокурсникам. Еще студентом он стал душой Славяно-варяжского семинара, а через пятнадцать лет его руководителем. Семинар стал центром научной оппозиции официальной идеологии.
Немудрено, что в годы демократического обновления Лебедев вошел в первый демократический состав Ленсовета и был активным участником сохранения центра города и восстановления в нем исторических традиций. В 2001 году, больной и лишенный преподавания, профессор Лебедев возглавил комиссию петербургского Союза ученых, ведшую несколько лет борьбу против засилья ретроградов и псевдопатриотов на историческом факультете, завершившуюся победой науки над идеологическими клише советского прошлого.
Чтобы предъявлять весомые аргументы в выяснении истинной роли варягов на Руси, Лебедев взялся за изучение всего объема материалов о норманнах-викингах, и из этих изысканий родилась его книга "Эпоха викингов в Северной Европе" (1985) о многогранных контактах славян со скандинавами, из которых родилась балтийская культурная общность. Роль этой общности и силу ее традиций Лебедев прослеживает вплоть до современности - этому посвящены написанные им разделы в коллективном труде "Основания регионалистики" (1999) и многочисленные работы о Петербурге. Его размышления над теоретическими проблемами археологии и ее перспективами вылились в капитальный труд "История отечественной археологии" (1992), ставший основным учебником в университетах России.
Он жил на износ, и медики не раз вытаскивали его из когтей смерти. У него было немало противников и недругов, но его учителя, коллеги и многочисленные ученики любили его и готовы были прощать ему все за тот вечный пламень, которым он горел сам и зажигал всех вокруг.
У него была прорва общественных и научных обязанностей. В конце восьмидесятых он стоял у истоков создания общества "Мемориал" и гордился этим как высокой гражданской обязанностью и наградой. А еще он был ладожским скальдом - талантливым поэтом, воплотившим в своих известных всем ладожским археологам стихах дух древнего Альдейгьюборга.
Ему было свойственно ощущение мистических связей истории с современностью, исторических событий и процессов со своей личной жизнью. Подобно своим героям-викингам, он жил полной жизнью. На выставке в Интерьерном театре рядом с костюмами Петропавловки и Адмиралтейства и сегодня выставлен костюм викинга, спроектированный и сшитый специально для Глеба Сергеевича (и увенчанный его маской).
Когда в 1987 году курсанты Макаровского училища на двух гребных ялах прошли от Выборга до Одессы по "пути из варяг в греки" по рекам, озерам и волокам нашей страны, вместе с ними тащил ладьи профессор Лебедев. Когда норвежцы построили подобия древних ладей викингов и тоже предприняли на них путешествие от Балтийского до Черного моря, в России была построена такая же ладья "Нево", но совместное путешествие 1991 года было сорвано путчем. Осуществлено оно было только в 1995 году со шведами, и снова с молодыми гребцами был профессор Лебедев. Когда же этим летом шведские "викинги" прибыли снова на ладьях в Петербург и расположились лагерем, повторяющим древние "вики", на пляже у Петропавловской крепости, в палатках с ними поселился Глеб Сергеевич.
13 августа он привез в Старую Ладогу только что подписанный приказ о создании университетской научной и музейной базы на Варяжской улице. Он приехал сюда победителем, был счастлив оттого, что дело его жизни будет продолжено. Ранним утром 15 августа (день, отмечаемый всеми археологами России как День археолога) его не стало.
Он хотел, чтобы его похоронили в Старой Ладоге...