АВИАЦИОННЫЕ НОВИНКИ
Теперь их не только демонстрируют на выставках, но и отправляют в войска
В последние годы в России сложилась парадоксальная ситуация, при которой многие предприятия ВПК активно действуют на международном рынке вооружений, продавая иностранным армиям самую совершенную боевую технику. Между тем этой техникой не располагают российские Вооруженные силы. Однако теперь ситуация выправляется. Повышенное внимание руководства страны к реформированию Вооруженных сил и повышению их обороноспособности привели к тому, что в сухопутные войска, на флот, в авиацию начинают поступать новейшие образцы вооружений. Ведь без современного оружия бессмысленно создавать и профессиональную армию. Так, например, следующий, 2004 год должен стать настоящим прорывом в деле обновления и пополнения парка боевых машин российских ВВС. Причем новинки будут почти всех типов: истребители, перехватчики, бомбардировщики, вертолеты.
Как недавно заявил главнокомандующий ВВС РФ генерал-полковник Владимир Михайлов, в 2004 году авиаторы получат модернизированные истребители МиГ-29СМТ и МиГ-31БМ. Эти машины по сравнению с базовыми моделями обладают гораздо более широким спектром боевых возможностей. Миг-29, создававшийся как фронтовой истребитель, способный завоевать господство в воздухе, в варианте СМТ имеет более совершенное бортовое оборудование и радиолокационную станцию, прибор для дозаправки в воздухе, дополнительные топливные баки. В результате до 3,5 тысячи километров возросла дальность полета и до 4 тонн увеличилась бомбовая нагрузка машины. В комплект его вооружения введены ракеты с активной радиолокационной головкой самонаведения РВВ-АЕ, в 6-7 раз повышающие шансы пилота МиГ-29СМТ победить в дальнем бою. Новое оборудование позволяет также уверенно "работать" и по наземным целям.
БОЕВОЕ ПОПОЛНЕНИЕ
МиГ-31 изначально создавался как дальний истребитель-перехватчик. Модернизированная версия МиГ-31МБ - это многоцелевой самолет, несущий высокоточное оружие для поражения как воздушных, так и наземных целей. По оценкам специалистов, его эффективность по сравнению с базовой версией повысилась в 2,6 раза.
На вооружение ВВС продолжают поступать самолеты Су-27ИБ. По словам Владимира Михайлова, "в настоящее время изготовлено уже семь этих машин, восьмая и девятая находятся в сборке с уточненным тактико-техническим заданием". Су-27ИБ - это истребитель-бомбардировщик, предназначенный для уничтожения наземных и надводных целей днем и ночью, в любых метеоусловиях. Комплекс ударного высокоточного вооружения обеспечивает поражение объектов противника на дальности до 250 километров. При разработке этих машин учитывался опыт боевого применения авиации и на малых высотах. В результате кабина экипажа Су-27ИБ выполнена в виде броневой титановой капсулы. Защищены также и другие жизненно важные элементы конструкции, в частности топливный бак и двигатели. Надо отметить, что это уникальное решение для самолетов такого класса, примененное российскими авиастроителями впервые в мировой практике.
Армейская авиация к 2010 году получит до 50 ударных вертолетов нового поколения Ми-28Н. Главное достоинство этой машины состоит в том, что она может действовать круглосуточно в самой сложной погодной обстановке. Опыт боевых действий в Чечне показал, что российская армия остро нуждается в вертолетах такого уровня.
Ожидают пополнение и в 37-й воздушной армии, причем уже в этом году. Дальняя авиация станет богаче еще на один новый стратегический ракетоносец Ту-160, построенный Казанским авиационным производственным объединением. За последние годы парк этих машин значительно вырос. 8 самолетов были получены от Украины в счет списания части долгов за газ, а в 2002 году завершена постройка новой машины на Казанском авиазаводе. Столь активное пополнение дальней авиации объясняется изменением ее роли. Раньше стратегические ракетоносцы рассматривались исключительно как часть ядерной триады и предназначались в основном для нанесения "ответно-встречного" удара атомным оружием. Теперь они все чаще отрабатывают боевые задачи с применением крылатых ракет, оснащенных обычными боевыми частями. Стратегические ракетоносцы способны поражать цели на расстоянии 2,5-2,8 тысячи километров.
На подходе и новая крылатая ракета с дальностью полета около 5 тысяч километров, которая будет иметь модификации как с ядерной, так и с обычной боевой частью. Кроме того, "дальники" в последнее время активно готовятся и к применению авиабомб - сегодня на первый план выдвигаются задачи, требующие эффективно поразить врага авиационными боеприпасами обычного снаряжения. Надо отметить, что сейчас планируется модернизировать один из самолетов Ту-160 - "научить" его бомбить. Дело в том, что изначально эти машины создавались исключительно в варианте ракетоносцев. При этом один
Ту-160 способен взять на борт столько же бомб, сколько эскадрилья самых "маленьких" самолетов дальней авиации Ту-22МЗ. Большая дальность полета машин 37-й воздушной армии делает их особо ценными для сил быстрого реагирования.
Помимо самолетов в 2004 году ВВС получит на вооружение и новый комплекс ПВО С-400. По словам генерал-полковника Михайлова, в следующем году С-400 будут в войсках. Все основные новинки российских ВВС можно будет увидеть на VI Московском международном авиасалоне МАКС-2003, который проходит 19-26 августа. Как заявил заместитель главкома ВВС по вооружению генерал-майор Дмитрий Морозов, в этом году Военно-воздушные силы как никогда широко будут представлены на этой выставке.