"ПРОБКАМ" НА ТАМОЖНЕ КОНЕЦ?

С 21 августа на международных автомобильных пунктах пропуска (МАПП) Северо-Западного таможенного управления временно введена упрощенная процедура оформления грузового автотранспорта, въезжающего в Россию. Эта мера призвана оперативно разрешить проблему надоевших всем очередей на пунктах пропуска, не дожидаясь введения нового Таможенного кодекса.

Новый ТК, который будет введен с 1 января 2004 года, значительно упрощает процедуру оформления грузовиков, что должно привести к снижению очередей на границе. Но до 1 января таможенникам Северо-Запада предстоит пережить "горячие" деньки, связанные с традиционным резким увеличением грузовых потоков через границу в преддверии рождественских и новогодних праздников. Чтобы облегчить жизнь участникам внешнеэкономической деятельности в этот период, председатель ГТК России подписал приказ № 828, который временно вводит с 1 сентября по 31 декабря 2003 года особый порядок таможенного оформления импортных товаров, ввозимых автотранспортом. Однако руководство СЗТУ обратилось в ГТК РФ с просьбой ускорить введение временной процедуры оформления ввиду особого положения автомобильных пунктов пропуска на северо-западных рубежах России. Такое решение было принято после Консультативного совета при СЗТУ, последнее заседание которого как раз и было посвящено вопросам очередей грузового автотранспорта на границе. Временный порядок жестко ограничивает время оформления импортных товаров, доставленных грузовым автотранспортом. Решение о досмотре груза должно приниматься в течение 10 минут, а сам досмотр проводится в течение суток. Кроме того, таможенники не вправе будут требовать у перевозчика дополнительных документов при наличии минимальных данных о грузе. Однако приказ ГТК - это, так сказать, административный ресурс. По мнению начальника СЗТУ Владимира Вьюнова, у должностных лиц таможни, а также транспортной инспекции на автомобильных пунктах пропуска есть и внутренний резерв ускорения процедуры оформления грузовых машин. С другой стороны, ряд пунктов требует реконструкции, так как их пропускная способность уже не может справляться со все возрастающими объемами перевозок. В немалой степени разрешить проблему позволил бы перенос процедуры досмотра и оформления груза с пограничных на внутренние таможни назначения товара. Однако статистика показывает, что половина всей задолженности организаций перед таможней - это пошлины за недоставленный товар. А это миллиарды рублей, недополученных государством. Именно благодаря усилению режима оформления на пограничных таможнях в первом полугодии 2003 года удалось в два раза сократить число недоставок. В этой связи максимальные нагрузки испытывают посты Выборгской таможни ("Торфяновка" и "Брусничное") и МАПП "Бурачки" Себежской таможни (Псковская область). Речь ведь идет о государственной границе страны, об обязательном соблюдении режима обеспечения государственной безопасности страны. В подтверждение актуальности вопросов госбезопасности говорят и данные пограничной службы: активность контрабандистов на северо-западных рубежах России не снижается. Злоумышленники стали чаще использовать подложные документы и схему недостоверного декларирования для провоза через границу нелегальных товаров. Нередки попытки подкупа должностных лиц с целью устранения препятствий для контрабанды. Естественно, эффективно противостоять нелегальному потоку товаров можно только совместными усилиями различных правоохранительных органов. В этом плане наиболее тесное сотрудничество пограничники наладили с Выборгской, Себежской и Псковской таможнями. Стабилизировалась оперативная обстановка на Печорском направлении. Грузоперевозчиков, которые недовольны нынешним положением дел, можно понять. Ведь в случае срыва сроков контракта иностранные партнеры вряд ли удовлетворятся объяснениями о важности борьбы с контрабандой. Именно поэтому ускорение процедуры оформления и ликвидации очередей на автомобильных пунктах пропуска - чуть ли не главнейшая задача таможенников Северо-Запада. Подтверждение тому - вышеупомянутый приказ ГТК, который стараниями СЗТУ удалось ввести в действие в максимально короткий срок. И уже сейчас, когда не прошло и недели с момента введения упрощенной процедуры таможенного оформления, количество оформляемых на том же выборгском направлении грузовых автомобилей за одну смену увеличилось на 10 процентов. На границе Северо-Западного округа - 53 МАПП. За первое полугодие 2003 года на них оформлено 264 тысячи автомобилей, что на 17 процентов больше по сравнению с прошлым годом. Самые "популярные" среди перевозчиков - пункты пропуска выборгского направления: "Торфяновка" и "Брусничное". К примеру, в I полугодии 2003 года через "Торфяновку" на въезд в Россию было оформлено более 112 тысяч автомобилей, чуть поменьше, 87233 машины, въехали в Россию через соседний МАПП "Брусничное". Положение лидеров обязывает: на перечисленных постах достигнута наибольшая пропускная способность - в среднем на оформление одного автомобиля уходит 5,5 минуты, за 12-часовую смену через одного таможенника проходит до 48 машин. И тем не менее, несмотря на почти авральный режим работы, именно на этих пунктах пропуска скапливаются самые большие очереди из грузовиков. К примеру, на "Торфяновке" очереди доходят до 150 машин.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.