БУДДА ВЕРНУЛСЯ ИЗ СИАМА
Буддисты верят в перерождение. Поэтому, говорят они, все события, происходящие в нашей жизни, проигрываются не один раз, в разной обстановке и с разными последствиями. Подтверждением одного из главных постулатов буддизма стало вчерашнее возвращение в буддийский храм, что в Старой Деревне, отреставрированной статуи Будды Майтреи. Тайские умельцы приделали ей голову и руки, которых она лишилась во время революции.
Буддисты убеждены: сейчас время четвертого Будды - Будды Шакьямуни. Пятым станет Будда Майтрея, имя которого в переводе с санскрита означает "всеобщая любовь". Майтрея - это Будда мира без войны и насилия, где наступит царство справедливости. Как правило, он изображается с поднятыми перед собой руками. Самые высокие скульптурные изображения Майтреи находятся в Пекине, Токио и Гонконге.
Петербургская статуя Будды оказалась в северной столице благодаря королю Сиама (именно так назывался до 1939 года Таиланд) Раме VI Вачиравуду. В 1897 году, еще будучи наследным принцем, он впервые побывал в нашем городе вместе со своим отцом Рамой V Чулалонгкорном, который слыл большим другом Николая II. Сиамский принц, узнав о строительстве буддистского храма в Петербурге, преподнес в дар "медное позолоченное изваяние сидящего Будды Шакьямуни". Доставить его в Петербург Рама IV поручил камергеру Плансону, русскому консулу в Бангкоке. Кроме Шакьямуни наследный принц подарил петербургскому храму еще одну древнюю сиамскую статую - стоящего Будды Майтреи...
Во время революции эта скульптура разделила печальную участь многих других религиозных святынь. Статуя Будды Майтреи была сильно повреждена, лишилась головы и кистей рук. Следы второй статуи затерялись.
Год назад Майтреи отправился на "лечение" в Таиланд. Там на деньги правительства королевства его исцелили по древним тайским рецептам. Планируется, что после окончания реставрационных работ в петербургском храме статую Будды Майтреи разместят в главном зале рядом с Большим Буддой. Вчера же в храме настоятель Дацана Буда Бадмаев совершил ритуал освящения нового Будды. Теперь, говорят буддисты, статуя может помогать людям и благословлять их на добрые дела.
Интересна и история самого храма. Он был открыт в начале XX века. Инициаторами его постройки стали 13-й далай-лама Тибета и российский подданный Агван Лобсан Доржиев, ставший впоследствии первым настоятелем дацана. В 1909 году на окраине тогдашней столицы Российской империи был приобретен участок земли, одной стороной выходивший к Большой Невке. 10 августа 1915 года дацан получил название "Гунзэчойнэй", что в перевде с тибетского означает "Источник святого учения Будды, сострадающего ко всем". Предполагалось, что храм должен был стать не только центром буддизма в европейской части страны, но и представительством далай-ламы в России. Именно поэтому он строился в строгом соответствии с тибетскими традициями.
Осенью 1919 года храм разграбили красногвардейцы. Следы этого погрома видны до сих пор. Помимо обезглавленного Майтреи дацан лишился храмовой библиотеки. Стены храма, расписанные Николаем Рерихом, закрасили масляной краской. Кроме того, красногвардейцы разбили Большого Будду, надеясь найти внутри него сокровища. В 1937-м советские власти разогнали буддистскую общину. В 1938-м разместили в нем спортивную базу. В годы войны и сразу же после нее там была радиостанция, а с 1960 года - зоологическая лаборатория Академии наук.
В 1989 году буддийский храм вернули верующим, которых в настоящее время в городе несколько тысяч. В основном это бывшие жители Бурятии, Тувы, Калмыкии, Читинской и Иркутской областей. Кроме того, в нашем городе много так называемых нетрадиционных верующих, принявших буддизм в сознательном возрасте.