ИНФОРМИРОВАН - ЗНАЧИТ ВООРУЖЕН
"В пенсионной реформе Петербурга больше вопросов, нежели ответов", - заявил на днях на встрече с журналистами в Росбалте председатель совета некоммерческой организации "Институт пенсионной реформы" Юрий Ковалев. Он объяснил, что реформа, которая началась с 1 января 2002 года, имеет отношение к трем группам населения.
Первая - сегодняшние пенсионеры. Им должны были подробно разъяснить, что случится с их пенсией, когда она будет пересчитана, поскольку вступают в действие новые пенсионные законы. Эти законы, радикально меняющие систему, были приняты в слишком короткие сроки, поэтому пенсионеры восприняли их драматически. Виной тому не сами законы, а отсутствие объяснений. Помимо этого, пенсионеры столкнулись с фактом, что функции Пенсионного фонда кардинально изменились. Ранее ПФ работал с предприятиями (их было 300 000). Теперь ПФ стал работать с застрахованными лицами, то есть с каждым человеком отдельно. Каждую пенсию нужно назначить, назначенную - откорректировать, потом - проиндексировать, а если пенсионер работает, то и пересчитать ее. В городе 1 250 000 пенсионеров. Пятая часть из них работают. Объем задач Пенсионного фонда России вырос настолько, что справляться с ним стало почти невозможно.
Пенсионеры приходят туда и встречают очереди, отсутствие внимания и элементарного уважения. Эта чисто технологическая неподготовленность повышает социальное напряжение. В нашем городе пенсионеры являются наиболее политически активной частью населения. А если так, то их будут привлекать в качестве политической силы. Но те, кто хочет их использовать, уверен господин Ковалев, не в состоянии заниматься пенсионными делами. Ибо нужно не менее 15 лет, чтобы разобраться в этой теме.
Новое пенсионное законодательство принято у нас вынужденно. Первая пенсионная реформа была подготовлена в 1998 году. Потом состоялся дефолт, и программу отложили на несколько лет. В ее основе - неутешительные демографические расчеты, по которым на одного пенсионера уже сейчас приходится 1,14 работника, а с учетом того, что рождаемость падает, в будущем предполагается и того меньше. В 1999 году бюджет ПФ составлял половину бюджета страны. Естественно, государство не сможет спокойно существовать, если политически активные люди пожилого возраста будут недовольны.
Юрий Ковалев привел примеры западных стран: Германия и Великобритания в 1980-1990-х годах изменили свои базовые законы по сходным причинам - резкое старение населения. Причем именно пенсионная реформа 1980-х годов в Великобритании явилась мощным экономическим толчком к развитию страны.
Для второй группы - работающих людей активного возраста - также не ведется никакого объяснения. "К нам часто обращаются люди, - сказал господин Ковалев, - которые должны выйти на пенсию через несколько лет. Они озабочены тем, что происходит. Им нужна социальная консультация".
И наконец, третья группа - молодые люди, которых, кстати, более всех затрагивает реформа. Их тоже не информируют. Молодой человек, заканчивающий вуз, должен иметь две вещи - ИНН и пенсионное страховое свидетельство. Но ему этого никто не объясняет. Никто не заботится о том, чтобы люди с самого начала своей работы думали о том, что их ждет впереди, - даже не пенсия, а пенсионный капитал. Петербург с его образовательным и культурным потенциалом, считает Юрий Ковалев, мог бы быть в этой реформе впереди всей страны.
По словам Юрия Ковалева, пенсионная реформа вынуждена заниматься осуществлением пяти-шести целей разом, а это - тяжелый режим. "Да, реформа идет, но она затруднена, потому что одновременно решает задачи самых разных слоев населения, - добавляет он. - Для молодых необходимо разработать ипотеку, нужно конвертировать права работающих, а также исправить те несправедливости, которые касаются сегодняшних пенсионеров".
Главным выходом из существующей ситуации Ю. Ковалев считает информирование. Для того чтобы успокоить население, надо разговаривать с людьми. Как только государство начинает жалеть на это время, у людей сразу возникает ощущение, что им что-то не договаривают.