КАК СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ В ШКОЛЕ?

Новый учебный год принес педагогам и директорам школ новые обязанности. С 1 сентября в действие вступили санитарные нормы для общеобразовательных учреждений. Некоторые из этих норм выполнить невозможно.

Одним из самых нашумевших требований стало то, что здания, где размещаются учебные заведения, не должны быть выше трех этажей. Считается, что ребенок, много раз в день поднявшись и спустившись по лестнице, наносит непоправимый ущерб своему здоровью: страдают сердечно-сосудистая и дыхательная системы. У педагогов рассуждения врачей вызывают сомнения, особенно им обидно, что никто не подумал, каково им самим, взрослым и даже пожилым людям, маршировать по лестницам (прибавьте к этому тот факт, что большинство учителей дают уроки стоя). Конечно, закрывать излишне высокие здания никто не будет, сносить пару лишних этажей тоже не решатся. В Москве директорам школ рекомендуют иначе распорядиться площадями, отдав первые три этажа под кабинеты, а на верхние переместив актовые залы и библиотеки. Санитарные врачи справедливо полагают, что уж в библиотеку-то дети не станут нестись сломя голову по десять раз в день. Но руководители гимназий и лицеев с ужасом думают о том, как им придется переносить оборудование из кабинетов физики и химии, по нелепой случайности оказавшихся под самой крышей. В Петербурге подошли к новым правилам более реалистично. Комитет по образованию администрации Санкт-Петербурга и городской центр Госсанэпидназдора пришли к соглашению о том, что на 100 процентов данные нормы будут выполняться только во вновь открывающихся школах. Штрафовать действующие учебные заведения за проведение уроков на "лишнем" этаже не станут. Но это не значит, что питерские школы освобождаются от ответственности за здоровье учеников. Просто в этом году решили сосредоточиться на тех пунктах, которые не требуют существенного дополнительного финансирования. Прежде всего особое внимание проверяющие инстанции будут уделять правильно составленному расписанию. Физическая и интеллектуальная нагрузки должны грамотно чередоваться, скажем, не могут подряд следовать четыре урока математики. Запрещается, кстати, и шестидневная рабочая неделя для школьников. Словом, расписание должно составляться для детей, а не для взрослых. С этим утверждением, надо заметить, согласны далеко не все директора петербургских школ. Руководители образовательных учреждений не скрывают, что при существующей нагрузке на учителя, мизерной зарплате и дефиците кадров принципиально важно учитывать интересы педагогов и хотя бы в этом вопросе идти им навстречу. Следующий пункт, который в этом году будут реализовывать в наших школах, касается "режима двигательной активности". Специальные паузы на уроках, правильно организованный отдых на переменах, дополнительный урок физкультуры должны гармонично "вписаться" в систему школьных занятий. Кстати, в комитете по образованию полагают, что реализация именно этого пункта вызовет наибольшие трудности. Дело в том, что родители привыкли судить о качестве работы школы по объему знаний, которые успевает получить их чадо на уроках, а не по тому, насколько удалось сохранить здоровье ребенка. Да и учителя, озабоченные необходимостью дать весь учебный материал за ограниченное время, вряд ли захотят прерывать занятия в выпускном классе, чтобы ученики сделали зарядку. Наконец, в этом году чиновники надеются значительно улучшить питание детей. Во-первых, стоимость бесплатных завтраков и обедов с 13 рублей 89 копеек увеличена до 23 рублей 32 копеек. Во-вторых, школам и родительским комитетам предоставлено право самостоятельно решать, кто из учащихся нуждается в бесплатном питании. Такое решение в комитете по образованию называют "маленькой революцией". Кстати, не исключено, что в январе 2004 года сумма, на которую разрешается накормить школьника, вырастет до 35 рублей. Об эффективности вышеперечисленных мер, пожалуй, можно будет судить не раньше, чем закончится учебный год. Пока же официальная статистика, касающаяся здоровья петербургских детей, не вызывает оптимизма: 75 процентов выпускников школ имеют хронические заболевания. Но при этом 60 процентов - заболевания врожденные или приобретенные до начала школьной жизни. Так что задача учебного заведения теперь - не только сохранить здоровье своих подопечных, но и исправить все недостатки, с какими они пришли учиться. В остальном учебный год начинается в обычном режиме. Педагогам обещают через месяц символическое повышение зарплаты, о котором гордо отчитались депутаты и чиновники. Кажется, нам не грозит нынче эксперимент с Единым государственным экзаменом, поэтому учителя могут не переживать, следует ли им готовить выпускников к тестам. И, несмотря на то что только в 60 общеобразовательных учреждениях существует автоматическая пожарная сигнализация, учебный год начался везде. И везде прозвенел первый звонок, прозвучали красивые напутствия и поздравления. В праздничный день никто не вспомнил, что в прошлом году в России сгорели 4 школы. Между тем на установку автоматической пожарной сигнализации в 1976 образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, в том числе в детских садах, школах, училищах и интернатах, нужно где-нибудь найти 950 млн рублей.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.