НОВАЯ СТАРАЯ "КАРМЕН"
В стане Карменсит прибыло. Среди множества спектаклей, варьирующих известный сюжет П. Мериме, появился еще один, балет Ю. Петухова "Дон Хозе", показанный театром "Хореографические миниатюры".
Не осмелюсь утверждать, что старый, известный, как говорят, "вечный" сюжет - беспроигрышный вариант в театре, будь то драма или балет. Постановки рискуют стать перепевкой старых песен. Перед их авторами стоит задача найти свое решение, настолько яркое, чтобы оправдать обращение к пересказанной много раз истории и в то же время в своей оригинальности быть достойным великого сюжета. Каких только "Кармен" не ставилось в балете - и в классике, и в модерне, и в стиле фламенко. И тем не менее тема эта не закрыта ни в танце, ни в музыке. Хотя вряд ли сегодня кто-то из композиторов решится писать новую музыку для "Кармен": "Кармен" - это Бизе. Бизе можно лишь слегка обновить; этим занялся когда-то Р. Щедрин, и родилась знаменитая "Кармен-сюита", по тому же пути пошел и Игорь Пономаренко, автор музыкального сопровождения "Дона Хозе". Его аранжировка классики в исполнении двойного дуэта "Ма.Гр.Иг.Ал." представляет Кармен героиней современного рассказа. Приправленная балалайкой, баяном и электронными ударными, оперная музыка звучит необычно, и подчас в ней не сразу узнаешь Бизе. Если "Хабанеру" можно распознать в любом варианте, то ремикс любовного дуэта хорошо скрывает первоисточник.
С узнаванием сюжета проблем не возникает. Юрий Петухов, не только автор хореографии, но и либреттист спектакля, внимательно следуя сюжету Мериме, дополняет его оперными персонажами и своими оригинальными идеями. В центре действия Хозе, раздираемый любовью к Микаэле и страстью к Кармен. Спектакль по сути - история одного убийцы: сначала жертва случайна, юноша. Этот эпизод интерпретаторы "Кармен", как правило, обходят, Петухов же вплетает его в драматургию отношений Хозе и Кармен - смертью знаменуется их первая встреча, смерть сопровождает их и после - жертвами становятся офицер, тореадор Эскамильо, контрабандист Гарсия и в финале сама Кармен. Но правосудие уже свершилось, и в начале спектакля Хозе во власти мрачных монахов, слуг смерти, а все события - лишь взгляд в прошлое, цепочка воспоминаний, звенья которой порой не связаны сценически, смена мизансцен в лишенном декораций пространстве сцены, как правило, не слишком оригинальна - вышли, станцевали, ушли. А сами мизансцены решены изобретательно и ярко: веера, алые полотна в массовых танцах (спектакль оформлен в традиционных красном, черном и белом, художник по костюмам Янис Чамалиди). Хореограф нашел и индивидуальные пластические характеристики персонажей - иронично-женственные солдаты, забавно суетливые контрабандисты, любующийся собой Эскамильо (блестящая актерская работа Александра Строкина). Оригинален не только результат, но и средства его достижения. Ю. Петухов использует в спектакле новую танцевальную обувь, сочетающую каблук с пуантовым носком. В ней нет классического изящества: каблук нарушает утонченно изысканную линию поставленной на пальцы ноги; и в то же время нет жесткости, которой добиваются в характерной обуви. Но появляется особый шарм острых грубоватых движений.
Но не костюмы и не обувь красят героев, и удачу определяет не только и не столько новизна открытий, сколько исполнители. Хозе юного Егора Менщикова, порывистый мальчишка, разрывающийся в попытке понять свои чувства, оказался гораздо ближе к литературному образу, чем Хозе опытного Владимира Аджамова, в исполнении которого не было этого безрассудства, да и согласно новелле Хозе называли доном не в силу его возраста. А присутствие в спектакле Кармен Алисы Свешниковой, бескомпромиссно свободной, независимой и обольстительной, заряжало действие нервом. И возможно, именно благодаря таким исполнительницам "Кармен" в театре - беспроигрышный вариант.