ИЖОРСКАЯ ВОЕННАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
Как показывает исторический опыт, срок окупаемости затрат на капитальное строительство в России лет триста - не меньше. В 1854 году Объединенная эскадра английского и французского военного флота, состоящая как из парусных кораблей, так и новейших пароходов пыталась прорваться к столице Российской империи. Единственный способ остановить их был тогда в строительстве дополнительных фортов...
Россия в это время вела трудную, кровопролитную Крымскую войну, а вражеский флот уже стоял в 50 верстах от столицы на Красногорском рейде, угрожая бомбардировкой и высадкой десанта. У царского двора даже появилось новое развлечение: выезжать на пикник из Петергофа через Ораниенбаум в Верхнюю Бронку, чтобы полюбоваться на маневры вражеской эскадры.
Говорили, что неудачи в Крымской войне послужили причиной смерти императора Николая I. После Крымской войны российское руководство наконец решило принять меры к усилению обороны столицы со стороны Балтийского моря. В 1907 году было решено начать строительство дополнительных укреплений на северном берегу Финского залива в районе мыса Инониеми и на южном - в районе деревни Юхимяки (Красная Горка).
Для доставки строительных материалов к форту Красная Горка на южном берегу решено было сначала построить Ижорскую военную железную дорогу от Ораниенбаума до Красной Горки. Земельный участок под новый форт и дорогу был выкуплен за 309 тысяч 705 рублей у владельца Ораниенбаума герцога Мекленбург-Стрелицкого и у местных крестьян, владельцев прибрежных участков.
Отсюда, из деревни Новая Красная Горка, с крутого обрывистого двадцатиметрового берега четко просматривалась вся акватория Финского залива до его северного берега. В Ораниенбауме на левом берегу канала имени Екатерины Великой сооружается Спасательная станция - начальный пункт строительства военной железной дороги, которая имеет сообщение не только с Балтийской железной дорогой, но и с Финским заливом.
К декабрю 1912 года железная дорога и первые три батареи готовы. 27 декабря форт Красная Горка был торжественно переименован в Алексеевский, в честь последнего наследника российского престола. Форт Алексеевский был построен по последнему слову военной техники и был вооружен восемью 11-дюймовыми гаубицами, восемью 10-дюймовыми орудиями и шестью пушками "Кане". Сектор обстрела всех батарей перекрывал акваторию залива от мыса Серая Лошадь до Толбухинской отмели.
Для укрытия гарнизона форта со временем возвели подземные железобетонные командные пункты, семь казарм для дежурных частей и пять убежищ на 120 человек каждое. Толщина стен была от трех до четырех метров, своды имели перекрытие до двух метров. Со стороны суши форт прикрывала мощная линия обороны с пулеметными и орудийными гнездами, бункеры с броневыми брустверами и многокилометровые линии проволочных заграждений.
Форт имел собственную автономную систему водоснабжения, электростанцию, телефонную сеть и мог выдержать долговременную круговую оборону. Учитывая всю важность и быстроту произведенных оборонительных работ, Николай II 1 мая 1910 года учредил специальную медаль "За особые воинские заслуги". Медаль отчеканили на Петербургском монетном дворе в количестве 4462 штуки. Ею награждались генералы, офицеры, чиновники военного ведомства, саперы и нижние чины Первой саперной бригады, 3-го железнодорожного батальона, 147-го Самарского пехотного полка из Ораниенбаума и 148-го Каспийского пехотного полка из Петергофа, а также жандармские и полицейские чины, охранявшие секретное строительство. До настоящего времени сохранилась только одна медаль строителя Ижорской военной дороги, которая вместе с мундиром военного чиновника хранится в Историко-краеведческом музее муниципального образования "Ломоносовский район" Ленинградской области.
А старый форт, переживший две мировые войны и одну гражданскую, был в 1962 году фактически демонтирован. Но если вы захотите, то можете проехать на электричке с Балтийского вокзала до станции Краснофлотск (на снимке слева) по старой Ижорской военной дороге.
По пути можно увидеть служебные железнодорожные здания. Это последние деревянные здания в стиле северного модерна. Они очень гармонично смотрятся на фоне окружающего пейзажа и старых крестьянских домов. Будки путевых обходчиков, вокзалы в Большой Ижоре, Лебяжьем и Красной Горке, казармы железнодорожников и пакгаузы. Здесь еще можно встретить слегка переделанные вагоны позапрошлого века - живую иллюстрацию былой роскоши империи.
Может быть, стоит нашей железной дороге вложиться в уже фактически готовый музей под открытым небом? Ведь чего проще: все уже построено при царе-батюшке, знай вози интуристов по почти пустой железнодорожной ветке.