ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ ШАХТЕРА
В прошлом выпуске "Северо-Запада" корреспондент "НВ" рассказал о том, как готовится к Дню шахтера (который принято отмечать в последнее воскресенье августа) город Сланцы Ленинградской области. Но без репортажа из заполярной Воркуты мы обойтись не могли. Богата и обильна земля наша. В том числе - своими недрами.
В "столице мира", как гордо именуют воркутинцы свой город (см. "Воркута - столица мира", "НВ" от 5 февраля 2003 года), День шахтера по праву считается главным праздником. И природа этому помогает - в конце августа здесь, в Заполярье, стоят удивительно солнечные дни, которым могли бы позавидовать жители иных регионов Северо-Запада.
Праздник удался, как всегда, на славу и с широким воркутинским размахом. Концерты в клубах и танцы на улицах, праздничные ярмарки, детские и спортивные программы. Город на два последних августовских выходных постарался словно бы забыть о проблемах, которых, увы, за последний год изрядно поднакопилось.
Телевизионные "воодушевления" мэра Игоря Шпектора, конечно, по-прежнему ярки и убедительны, его в городе вообще очень ценят за решительную защиту интересов северян (на весенних выборах он получил более 80 процентов голосов). Но - с существующей в России системой финансирования социальной сферы Севера "по остаточному принципу" вряд ли по силам тягаться даже самому популярному мэру.
Так, к концу августа долг Воркуты перед корпорацией "Комиэнерго" достиг 600 млн рублей. Энергетики уже грозили вообще отключить город от электро- и теплоснабжения. Ситуацию удалось временно разрешить, лишь срочно обратившись к председателю правительства Михаилу Касьянову. В обращении Шпектор пригрозил Москве "социальным взрывом".
Как вообще стал возможным этот кризис? Ведь на первый взгляд это абсурд: город в буквальном смысле стоит на запасах угля, но не может сам себя обогреть и осветить. А дело в том, что все воркутинские ТЭЦ перешли в 90-е годы в собственность "Комиэнерго", и городу оставалось разве что рассчитывать на милость энергетиков. И - на своевременную уплату налогов в городской бюджет объединением "Воркутауголь". Но объединение до недавних пор исповедовало старый советский принцип: "Сначала производство, а люди подождут".
Некоторую надежду вселило состоявшееся в июне приобретение контрольного пакета акций "Воркутаугля" объединением "Северсталь". Эти две крупные корпорации Северо-Запада экономически связаны уже многие десятилетия - череповецкая сталь выплавляется во многом с помощью воркутинского коксующегося угля.
Правда, в те же 90-е годы и здесь были свои проблемы - когда в "Воркутаугле" расплодилось огромное количество посреднических контор, цена угля повысилась в разы и "Северсталь" предпочитала закупать уголь даже в... Польше! И это несмотря на транспортные расходы и таможню. Но теперь, под влиянием "Северстали", в "Воркутаугле" произошли существенные кадровые изменения, и порочную практику искусственного завышения цены на уголь прекратили - остается надеяться, что навсегда.
Посетив Воркуту в июле, Алексей Мордашов своей главной целью назвал "сделать угольные предприятия Воркуты прибыльными". И взял обязательство не только выкупать уголь, необходимый для корпорации, но и заняться сбытом (даже экспортом) остальной продукции. А также погасить до 1 декабря все долги по зарплате шахтерам, направить солидные инвестиции в модернизацию угольного производства и оказать поддержку семьям, желающим переселиться из Воркуты в южные широты.
Воркутинцам все это, конечно, пришлось по душе - хотя их, с давним и громким опытом стачек, вряд ли можно назвать легковерными. Слишком многое им обещали и продолжают обещать (особенно в преддверии думских выборов) всевозможные столичные политики.
Однако "Северстали" здесь доверяют не из-за красивых слов, а глядя на реальные дела. Известно, что "социальный стандарт" у этой корпорации один из самых высоких в России. Так что шахтерская Воркута войдет туда не в качестве нуждающегося "бедного родственника", а как самостоятельный и перспективный партнер. И день над "столицей мира" станет действительно полярным.