АХ, НЕВСКИЙ!..

Невеселые размышления участника дорожного движения

...Нет ничего хуже Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге, для которого он составляет все. Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга, а посмотрите, чем "блестит" эта улица - красавица нашей столицы. По Невскому, по прилегающим к нему Морским и Садовой улицам, по улице Марата, а также по Владимирской, композиционно перетекающей в Литейную, ни днем, ни вечером проехать практически невозможно. А то, что творится на пересечении Невского с Лиговской, и вообще с трудом поддается описанию. Густой дым выхлопов самодвижущихся колесниц - будь то карета марки "Мерседес", будь дрожки, изготовленные на ныне "незалежной" родине автора, - заставляет то и дело отзываться мучительным кашлем бледный чиновный люд Петербурга. А не менее густая брань извозчиков, обращенная на снующих меж их экипажами простолюдинов, да нетерпеливые "вскрикивания" клаксонов "гармонично" дополняют эту картину соответствующим звуковым сопровождением. И так почитай что на протяжении всего дня. Извозчики в стремлении "выиграть" пару лишних саженей уже перестают обращать внимание на сигналы световых регулировщиков, помещенных на столбах, и одержимо начинают понукать свои лошадиные силы, едва завидя любой образовавшийся в пробке просвет, перекрывая таким образом дорогу экипажам, движущимся перпендикулярным курсом, и увеличивая и так уже донельзя уплотненную пробку. А оттого кажется, что человек, встреченный на Невском проспекте, более эгоист, нежели в Миллионной, Гороховой, Литейной, Мещанской и других улицах, - здесь, на Невском, жадность, корысть и надобность выражаются на лицах идущих пешком или плетущихся в самодвижущихся колесницах. Не только кто имеет двадцать пять лет от роду, прекрасные усы и удивительно сшитый сюртук, но даже тот, у кого на подбородке выскакивают белые волосы и голова гладка, как серебряное блюдо, и тот не в восторге от Невского проспекта. А дамы! О, дамам еще больше неприятен Невский проспект!.. Да простит нам читатель попытку переписать за Николая Васильевича вступление к первому из его сочинений в цикле "Петербургские повести" - но, как говорится, "нагорело!" Причем как по личным наблюдениям самого автора, так и по мнению многих его знакомых особенно сильно стало "нагорать", когда "с целью оптимизации автомобильных потоков" было запрещено движение машин по Невскому от площади Восстания к Суворовскому проспекту. Этот отрезок остался тогда доступен лишь для пассажирского транспорта, весь же прочий вынужден устремляться по узкой Гончарной улице. И ведь нельзя сказать, что тот, кто это придумал, руководствовался, кроме благих, какими-либо иными побуждениями. На Гончарной для транспортного потока выделили целых две полосы. И в отсутствие пассажирского транспорта весь прочий должен был почувствовать себя там не в пример вольготнее. Но вышло вполне по-черномырдински: "Хотели как лучше, а получилось - как всегда!" - карты реформаторам дорожного движения спутали сами водители, которые, несмотря на запрет, стали парковать автомобили и на левой, по ходу движения, стороне Гончарной улицы. К тому же и на правой, разрешенной стороне машины норовят поставить не вдоль улицы, а почти что поперек, "елочкой", что, согласитесь, тоже не увеличивает свободного для проезда пространства. Впрочем, задавая начальнику Центра управления дорожным движением питерского ГИБДД Андрею Осипову вопрос: "А не направить ли на Гончарную с десяток инспекторов ДПС "позверообразней", чтоб они навели там, наконец, порядок с парковкой", - ответ можно было предвидеть: "Проблем это не решит". Во-первых, мизерный штраф в пятьдесят рублей большинство водителей склонно рассматривать всего лишь как тариф за использование платной стоянки А более действенное средство вроде принудительной эвакуации автотранспорта инспекторы за такое правонарушение по закону применять не могут. Но если бы даже и могли, то и это проблемы бы не решило. Ведь напомним, что в Гончарную устремляются как минимум три транспортных потока с Невского и два с Лиговки. Причем потоки эти за то время, что действует новая схема движения, только увеличили свою плотность - прямо пропорционально общему увеличению количества автомобилей в городе. А меж тем пропускная способность улиц городского центра какой была во времена Гоголя, такой и остается. Количество же так называемых "объектов притяжения транспорта" (банков, офисов фирм разного калибра, увеселительных заведений) при этом только увеличилось. И противостоять этим факторам не смогут ни те, кто, по долгу службы надев поверх формы флюоресцентную салатную безрукавку и взяв в руки полосатый "штопор", призван "откупоривать" автомобильные пробки, ни разной степени "навороченности" автоматические системы управления дорожным движением (о сомнительном качестве которых, кстати, сейчас идет активная дискуссия в питерских СМИ). Не увенчалась успехом и последняя попытка решить проблему пробок в центре с помощью специальных информационных табло на Лиговском проспекте. "Впереди пробка, попробуй объехать ее слева", - сообщает она бедолаге-водителю, не подозревая в своей наивности, что слева, на улице Марата, он встретится с еще более плотной пробкой. Что же может помочь разрешить ситуацию, создавшуюся на пересечении Невского с Лиговкой? Думается, что любой здравомыслящий читатель способен ответить на этот вопрос, не прибегая к квалифицированному мнению экспертов: многоуровневая транспортная развязка, которая позволила бы разделить транспортные потоки обоих проспектов. Но, увы: "это - как говорила некогда популярная семейная пара телеведущих - уже совсем другая история". Во всяком случае, для реализации этой идеи понадобятся финансовые средства, сопоставимые с теми, что имеет сейчас Москва. Но когда они у Питера будут - нам неведомо. Да и будут ли вообще? Во всяком случае, пока мы вынуждены просто наблюдать, как постепенно ветшает наш Невский от выхлопных газов, как разрушается этот архитектурно-градостроительный шедевр, равных которому нет во всем мире, от вибрации сотен автомобильных двигателей, работающих на холостом ходу. "О, не верьте этому Невскому проспекту! - я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем...", - написал упомянутый нами классик уже без нашей помощи. Оставляя на нашу долю лишь сожаления о том, что классика и в данном случае оказалась, увы, вечной!
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.