ПОД КРЫШЕЙ ШТАБА МОЕГО...
Крупнейший музей мира осваивает часть архитектурного шедевра Карло Росси
Отчетливо помню свое первое посещение Главного штаба на Дворцовой площади. Превратности судьбы и забота о собственном здоровье занесли меня в поликлинику ГУВД, которая тогда уютно делила левое (восточное) крыло здания, опоясывающего центральную площадь Ленинграда, со множеством других организаций и учреждений. Шутка ли! Один только фасад творения итальянца Росси слыл европейским рекордсменом и насчитывал шестьсот метров длины. Невольное знакомство с интерьерами здания случилось ровно двадцать лет назад. Осматривая обезличенные стены, исковерканные неоднократной перепланировкой анфилады, я смотрел на правое крыло Главного штаба, где размещался другой штаб - Ленинградского военного округа (он там находится и поныне). Призраки истории не являлись. Только позже узнал, что здесь находились во времена Российской империи МИД и Министерство финансов, а в советские времена - уголовный розыск и Петроградская ЧК. Но в тот визит отчетливо помню, что никак не мог даже мечтать о том, что именно на этот пол, затянутый поверх наборного паркета линолеумом, когда-то вступит моя нога в качестве посетителя музея. Однако случилось.
В середине 90-х годов уже прошлого века восточное крыло здания Главного штаба было передано в распоряжение Государственного Эрмитажа. И началась поистине отважная эпопея освоения тех нескольких тысяч квадратных метров, которая ныне обрела вполне конкретные черты, отраженные в знаменитом проекте "Большой Эрмитаж", инициированном коллективом крупнейшего музея страны и мира во главе с его директором Михаилом Пиотровским.
ЗАДАЧИ ГЛАВНОГО ШТАБА
Все помещения восточного крыла после передачи под юрисдикцию Эрмитажа были поделены на три категории. К первой относятся те, где сохраняются исторический декор и убранство. Ко второй - те, которые подлежали частичным изменениям и перестройкам. А к третьей - те залы, которые подлежат полной реконструкции. Всемирный банк реконструкции и развития выделил средства для предпроектных работ. В дальнейшем банк планирует выделить кредит на реконструкцию и реставрацию здания. Другим источником финансирования являются те средства, которые призван аккумулировать созданный несколько лет назад фонд "Эрмитаж - Гуггенхайм". Председателем совета директоров фонда стал глава холдинга "Интеррос" Владимир Потанин. В свою очередь, Михаил Пиотровский проводил интенсивные переговоры по этому поводу с крупнейшими архитекторами мира: Норманом Фостером, Фрэнком Герри, Майклом Гревсом, Рэмом Кулхаасом.
Многих нынче интересует: как обстоят дела с реконструкцией Главного штаба? В начале октября ход реализации проекта будет обсуждаться на коллегии Министерства культуры России в Москве. А уже через несколько дней в Петербург прибудет делегация сотрудников архитектурной фирмы ОМА, которую возглавляет знаменитый голландский зодчий Рэм Кулхаас. Визит носит чисто деловой характер и посвящен обсуждению возможного участия Кулхааса и его сотрудников в проекте реконструкции. Хотя, как известно, голландец не стал победителем конкурса, проводившегося Всемирным банком реконструкции и развития, на лучший проект реконструкции восточного крыла здания Главного штаба. Тем не менее он выразил желание помогать в реализации столь престижного проекта, который предстоит осуществлять петербургской мастерской "Студия 44" во главе с Олегом и Никитой Явейнами. Стоимость проводившегося конкурса и подготовку проектных материалов эксперты оценивают в 15 миллионов долларов. Для того чтобы осуществить одобренный проект, необходима, по самым скромным подсчетам, сумма в десять раз больше.
Стоит напомнить, что изначально программа реконструкции была разделена на две части - гуманитарную и инженерно-архитектурную. Одним из основополагающих принципов будущего использования обретенного и реконструируемого Эрмитажем здания стало разделение его общей площади на музейную (60 процентов) и коммерческую (40 процентов). Последняя и должна, по замыслу авторов проекта, обеспечить функционирование музейной части. Вне музейной зоны здания окажутся: несколько ресторанов, музейные магазины, компьютерный центр, музыкальный салон, кинозал для просмотра фильмов на темы истории и искусства. Кстати, в нынешнем году часть этого плана уже осуществилась с открытием ресторана "Эрмитажный" и дочернего кафе. Во внутренних дворах здания предполагается создание висячих садов и прогулочной анфилады и галереи. Однако для того чтобы проект стал реальностью, понадобятся недюжинные усилия, ибо сегодня эти дворы представляют собою жалкое зрелище, в котором контейнеры для мусора соседствуют с битым кирпичом, разбитым асфальтом и складом каких-то непонятных и, видимо, никому не нужных деревянных платформ. Состояние же некоторых подъездов, выходящих в эти дворы, напоминает о том, что прежние обитатели окружающих зданий явно путали их с ватерклозетами, которые в те времена, когда здесь размещались министерства Российской империи, имели четко отведенное место.
ФИЛОСОФИЯ МУЗЕЙНОЙ ЭКОНОМИКИ
Проблема расселения засидевшихся в здании жильцов неуклонно и упорно решается Эрмитажем. Один из последних "жильцов" - та самая поликлиника ГУВД, которая находится в здании с видом на Зимний дворец. Впрочем, иные постояльцы "съезжали" в такой спешке, что даже забыли прихватить с собою доску почета с фотографиями передовиков архитектурного проектирования. Стоит пройтись сейчас по этим опустевшим коридорам, чтобы потом, через некоторое время, почувствовать разницу между тем, что есть, и тем, что будет.
А в том, что будет, Михаил Пиотровский и его команда не сомневаются. Плоды их решительности и организационных усилий можно наблюдать в уже освоенной части Штаба. Открыта экспозиция, посвященная эпохе ампира. Действуют залы, предназначенные для выставок творений классиков искусства ХХ века. Только за последнее время здесь с огромным успехом проходили выставки произведений Клода Мане, Джулиано Ванджи, Джорджа Сигала. Нынче в этих залах "гостит" Сай Твомбли. В перспективе в музейной части предполагается создание постоянной экспозиции, посвященной искусству ХIХ-ХХ веков. Именно под крышей Главного штаба разместятся "Черный квадрат" Малевича, "Композиция № 6" Кандинского, "Танец" Матисса, а также другие шедевры. В остальных залах планируется размещение временных выставок из музеев Помпиду, Гуггенхайма, Нью-Йоркского музея современного искусства и других собраний искусства ХХ века. В исторической, заповедной части здания предполагается воссоздание обстановки кабинетов двух министров - иностранных дел и финансов.
Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, комментируя идеологию проводимой сегодня реконструкции, говорит о создании в музее на его новых территориях атрибутов досуговости. "Это вещь необходимая, это нормальная философия музейной экономики, - рассуждает Михаил Борисович. - Если мы хотим, чтобы к нам ходили, значит, людям должно быть комфортно. Походил человек по музею, он хочет передохнуть, а потом продолжить общение с искусством". В логике отказать опытному руководителю и удачливому топ-менеджеру невозможно. Можно надеяться, что уже через несколько лет от всех проблем реконструкции, от забот по освоению большого пространства останутся одни воспоминания да тома проектно-сметной документации.