ЧТО ОЖИДАТЬ ОТ КОРЕЙСКОГО КРИЗИСА?

Кризис, возникший вокруг ракетно-ядерной программы Северной Кореи, является не второстепенным эпизодом, а серьезным обострением международной обстановки, которое может иметь значительные и долгосрочные последствия, в том числе и для России.

Иногда высказывается мнение, что КНДР встала на путь создания собственного ракетно-ядерного оружия, так как почувствовала угрозу своей безопасности после распада Советского Союза, следствием чего стало появление нового соотношения сил в мире. Вряд ли с этим можно согласиться. Для Ким Ир Сена КНР практически всегда была более важным союзником, чем СССР, и первые шаги по созданию собственных ракет Северная Корея предпринимала уже в 60-70-х годах. Значительно логичнее предположить, что подлинными целями ракетно-ядерной программы КНДР являются превращение страны в важный фактор региональной, а при известных обстоятельствах и мировой политики, а также вывод КНДР внешне на более высокий и престижный уровень, чем Южная Корея, что позволило бы руководству КНДР оправдать в глазах населения отчаянное социально-экономическое положение. Было бы ошибочным предполагать, что руководству КНДР ничего не удалось добиться. Если в 60-80-е годы КНДР находилась практически в полной изоляции и не вызывала заметного интереса у ведущих держав, то с появлением ракетно-ядерной программы она стала заметным игроком в международных делах. За последние 10 лет в Северной Корее побывали видные политические деятели США, КНР, России, Японии, Южной Кореи и других стран. Корейская тема присутствует на страницах мировой печати. Таким образом, ракетно-ядерная программа превратилась для руководства Северной Кореи в стержневой фактор внутренней и внешней политики, от которого оно само не захочет отказаться. Это может произойти лишь в каких-то абсолютно особых, чрезвычайных условиях, шансов на появление которых не так много. Нынешний кризис спровоцирован, конечно, руководством КНДР, которое добивается не просто отдельных экономических уступок от США, а полного политического и юридического признания своего режима. Это, конечно, укрепило бы положение Ким Чен Ира и внутри страны, и на мировой арене. Руководство КНДР стремится дистанцироваться и от КНР, хотя именно Китай является главным экономическим спонсором Северной Кореи, и от России (договор 2000 г. между Россией и КНДР уже практически не вспоминается в официальной северокорейской пропаганде). Расчет лидеров КНДР вполне понятен: вряд ли США, испытывающие серьезные проблемы в Афганистане и Ираке, пойдут на еще одну войну, причем значительно более серьезную, поскольку армия КНДР в отличие от иракской будет сопротивляться, а возможность применения ядерного оружия весьма велика. Однако и Джордж Буш не может затягивать кризис надолго, так как, скорее всего, это отрицательно скажется на его предвыборной кампании по избранию президента США в 2004 г. Таким образом, для КНДР главное - это переговоры с США. Несмотря на все сложности и проблемы, а также ограниченность потенциала, Россия должна активно участвовать во всех переговорах и консультациях, отстаивая в первую очередь свои интересы. А они весьма значительны. Темпы, с которыми население покидает Дальний Восток и другие тихоокеанские регионы России, вызывают серьезную озабоченность и были предметом специального рассмотрения высшего руководства России. Причины оттока населения пока в основном социально-экономические, но если к ним прибавится угроза международного конфликта с применением ядерного оружия, то размеры его могут существенно возрасти - со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Именно поэтому сам факт существования ракетно-ядерной программы КНДР представляет серьезную угрозу безопасности России вне зависимости от того, в какую сторону направлены северокорейские ракеты. Россия должна, безусловно, добиваться, чтобы северокорейская ракетно-ядерная программа была прекращена, а КНДР была бы поставлена под жесткий контроль соответствующих международных организаций. В то же время России вряд ли стоит брать на себя какие-нибудь дополнительные обязательства в отношении КНДР. КНДР является осколком "холодной войны" и исторически обречена на исчезновение, как и ГДР. В этом, кстати, состоит принципиальное отличие корейской ситуации от иранской. В Иране может смениться правительство, общественный строй, но само государство останется. Сейчас сложно сказать, как произойдет объединение Кореи. На Юге преобладает мнение, что это будет процесс из нескольких этапов, сочетающий реформы на Севере и одновременное сближение Севера и Юга. Однако исторический опыт показывает, что тоталитарные режимы, встающие на путь преобразований, достаточно быстро разваливаются сами. А распад особо жестоких режимов порой сопровождается кровопролитием, как это было в Румынии в декабре 1989 г. Если же северокорейский режим не пойдет на изменения, то его крах, также связанный с пролитием крови, тоже весьма вероятен. Хотя информация о внутреннем положении в КНДР ограничена, несомненно, что недовольство народа нарастает. В связи с этим показательно изменение состава беженцев из Северной Кореи. Раньше это были, как правило, представители среднего звена государственного аппарата, располагавшие определенной информацией и рассчитывающие получить в обмен за нее хорошее вознаграждение от южнокорейских спецслужб. Сейчас, по сообщениям печати, бегут в основном простые северокорейцы, измученные голодом и репрессиями и не рассчитывающие получить что-либо в Южной Корее. Это сильно напоминает то, что происходило в Восточной Германии перед восстанием летом 1953 г. В Северной Корее также вполне возможны голодные бунты и другие массовые проявления недовольства, причем не связанные со сдвигами в политической элите. Таким образом, возникновение в Северной Корее внутреннего конфликта (даже без какого-либо внешнего вмешательства) является вполне вероятным вариантом развития событий. И Россия должна иметь совершенно конкретный план действий на случай возникновения гражданской войны в соседней стране, обладающей ракетно-ядерным оружием.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.