СЛАДКИЙ СОН
Осенний сезон в Музее Достоевского открылся выставкой "Мистический Петербург". Город молчания и величия, мрачных тайн и удивительных судеб, одиночества и страданий, Петербург остается неиссякаемым источником вдохновения для современных художников. Особенностью экспозиции стало участие в ней живописцев, имеющих польские корни.
На вернисаже генеральный консул Республики Польша г-н Эугениуш Мельцарек вручил директору музея Достоевского Наталии Ашимбаевой орден "За заслуги для польской культуры". И выставка, организованная при участии Консульства Республики Польша, и трогательный жест благодарности приурочены к 300-летнему юбилею Петербурга.
В двух уютных залах музея разместились работы трех художников: Ирины Бируля, Эрвина Виленского и Евгении Фединой-Пенкрат. Мастера работают в разной технике и жанрах.
В шестидесятилетнем возрасте Эрвин Виленский стал заниматься изобразительным искусством и нашел свою неповторимую манеру и самобытный почерк. Выпускник Горного института, художник, создавая свои лаконичные мозаичные полотна, использует природную минеральную крошку, применяя авторскую технику исполнения. Картины Виленского тихие, наполненные неторопливым ритмом ежедневных городских прогулок. Колорит природных красок сдержан, маленькие кусочки минералов тонко передают пелену тумана или паутину тротуара. Названия мозаик, состоящих из строк Пушкина - "Унылая пора", Блока - "Ночь. Улица...", для петербуржца звучат традиционно, но образ мистического города передается точно и осязаемо.
Ирина Бируля известный мастер, участник более 200 выставок и в России и за рубежом. У нее тоже особый технический метод исполнения, который стал уже фирменным знаком. Ирина берет грунт из земли, покрывает особым составом, создавая этим шершавую фактуру, способную дышать или даже будто вздыхать и задерживать дыхание. Названия полотен кажутся не важными: "Надежду" можно считать "Одиночеством", "Бессонницу" - "Предчувствием", "Мой дворик" - "Ожиданием". И только белая ниточка с катушки на старой машинке "Зингер" тянется через года и эпохи долгой ночью.
Автолитографии Евгении Фединой-Пенкрат, пожалуй, мало подходят Петербургу мистическому - скорее это мистические лики и жесты. Причем жесты можно смотреть перевернутыми "вверх руками" или "вниз ладонями", а лики можно разместить не обязательно с математической точностью: "Лик № 20", "Лик № 21", а потом "Лик № 17". Может быть, в этом и кроется мистика?