ВАЛЕРИЙ ФОКИН: ЕСТЬ ЧТО-ТО ОСОБЕННОЕ В ЭТОМ ДОМЕ

Нынешний театральный сезон начался с сенсации - с 25 августа по приказу Министерства культуры РФ петербургский Александринский театр возглавляет народный артист РФ, лауреат множества премий, руководитель московского театрального Центра имени Мейерхольда, крупнейший русский режиссер Валерий Фокин.

Правда, сенсация была ожидаемой. Разговоры о том, что Александринский театр "ухаживает" за Фокиным и стремиться заполучить его в главные режиссеры, шли уже давно. Пока слухи циркулировали, между Александринкой и московским Центром имени Мейерхольда возникли творческие связи, появилась совместная программа "Новая жизнь традиций". И первой постановкой, открывшей эту программу, стал "Ревизор" в постановке Валерия Фокина, который вот уже скоро год как идет на сцене Александринки при полных аншлагах. Но разговоры и слухи одно, а министерский приказ и вступление в должность художественного руководителя - это все равно сенсация. Хотя нельзя сказать, что случай беспрецедентный - в 1932 году известный московский режиссер, вахтанговец Борис Сушкевич возглавил старейший русский театр в Ленинграде. Опыт оказался удачным, в репертуаре театра появились тогда значительные спектакли. И все-таки - мы привыкли уже к тому, что талантливых питерских актеров и режиссеров заманивает в свое чрево ненасытная столица, движение в обратную сторону - явление крайне редкое. Поэтому на недавней пресс-конференции в Царском фойе Александринки собралось изрядное количество журналистов и телекамер, перед которыми выступил новоиспеченный художественный руководитель. О ЛИЧНЫХ МОТИВАХ ...Шаг этот был для меня очень серьезным. Мне ведь ничего, кроме дела, не нужно, говорю искренне. При всех сложностях моя жизнь благополучна: у меня есть прекрасный театральный дом в Москве - Центр Мейерхольда - я вполне востребованный режиссер... Так что никаких иных целей, кроме чисто профессиональных, нет. Когда репетировал "Ревизора", не думал, что что-нибудь произойдет в дальнейшем. Репетировал и репетировал. Но в процессе работы какая-то не формулируемая поселилась во мне любовь. Зал Александринки стал мне часто видеться. Есть что-то завораживающее, что-то особенное в этом доме. Не только про здание говорю, но и про атмосферу. Это и стало главным, решающим мотивом... Жить буду на два дома. По контракту я должен бывать в Питере не меньше 4 раз в месяц. Это, конечно, очень мало и в реальности будет гораздо больше, чем по контракту, - дел невпроворот... О ТРУППЕ Второй мотив - труппа, актеры, по-хорошему удивившие своим активным желанием работать. Даже пожилые люди, которые могли бы в массовых сценах не плясать-прыгать по три часа, потому что тяжело и особого удовлетворения не приносит, но и они делали это с полной отдачей, с явным желанием работать. Такое отношение обрадовало и удивило. Хотя понимаю, что труппа не в идеальном состоянии. Она требует формирования, внимания... Прежде всего труппу надо исследовать, нужно ее понять. Есть артисты, которые вряд ли вспомнят что-либо, другие вспомнят... Есть старики, они должны быть, Александринка - такой театр, в нем должны быть старики, они вносят определенную атмосферу, даже если выходят на сцену на пару минут. Есть молодые актеры, которым надо дать возможность проявить себя. Есть и лишние люди, они бывают везде и всегда. Но подход будет взвешенным, никаких кавалерийских замахов не предполагается. О МЕЙЕРХОЛЬДЕ Третий мотив - Мейерхольд, который связал меня с Александринкой. Годы его работы существенно повлияли на театр, и это влияние ощущается до сих пор. Его постоянные приезды и работа над тремя редакциями легендарного "Маскарада" не случайны. Он очень любил Питер и Александринку. О ЮБИЛЕЕ РУССКОГО ТЕАТРА 30 августа 2006 года будет праздноваться юбилей национального театра. В этот день 250 лет назад Елизаветой был подписан указ о формировании профессиональной русской театральной труппы, перекочевавшей потом в великолепное здание, построенное Росси. Министерство хочет, чтобы я кроме руководства театром возглавил подготовку к юбилею. Мне предлагали подписать контракт на 5 лет. Я настаивал на трех годах, до юбилея. Тут не хитрю и не лукавлю. Конечно, три года для такого театра не много. Здесь нужна многолетняя работа. Но, с другой стороны, три года - это и много. Все зависит от того, какую задачу ставить, что делать. Считаю, что за эти три года надо попытаться создать основу, фундамент перемен, нового качественного ускорения Александринского театра. Когда говорю о юбилее, я не имею в виду медали и банкет, они все равно будут, независимо от того, останусь я художественным руководителем или нет. Тут речь о том, что необходимо сделать, чтоб театр занял то место, которое достойно его великой судьбы. Считаю обязательным провести реконструкцию. Она должна коснуться всего театра, включая зрительскую часть. Необходимо приводить в порядок сцену, менять оборудование. Надо непременно достроить новую сцену, которая сейчас стоит заброшенная в углу площади Островского между управлением железной дороги и Театральным музеем. Это важно, потому что новая сцена должна предоставить место современной театральной технологии, где молодые и не только молодые режиссеры могли бы что-то делать и питать своими идеями и экспериментами большую сцену. О РЕПЕРТУАРНЫХ ПЛАНАХ Вопрос репертуара не прост. Ясно, что случайные названия должны с афиши исчезнуть. Но прежде чем решать, что ставить, необходимо понять, кто ходит в театр. Когда в Москве говорят, что в театре аншлаг, мне первым делом хочется уяснить, кто сидит в зале и на что он пришел. По поводу чего аншлаг? К репертуару надо подходить взвешенно... Программа "Новая жизнь традиций" продолжает осуществляться. Сейчас Григорий Козлов работает над "Маленькими трагедиями". Премьера в декабре. Потом Матиас Ланхоф приступит к "Смерти Тарелкина". Спектакль должен был выйти в этом году, но мы не поспели с технической частью, с костюмами и декорациями. Пришлось переписывать контракт и платить неустойку. Западный режиссер не понимает, когда переносятся сроки. Это мы понимаем и согласно киваем головой, мол, ничего-ничего... В 2005 году польский режиссер Кристиан Люпа поставит "Чайку". Будем работать и над современной драматургией, прежде всего питерской. Вообще считаю правильным опираться на Петербург. Это касается и режиссуры. Собираюсь сотрудничать с Анатолием Праудиным, Юрием Бутусовым, Андреем Могучим... Главным режиссером Александринки будет назначен Александр Галибин. Новый устав театра предусматривает введение должности главного режиссера. Здесь такая схема: художественный руководитель - главный режиссер в свое время практиковалась. Связано это еще и с тем, что я не смогу физически ежедневно присутствовать, на мне общее руководство и подготовка к юбилею. Но есть еще ежедневная работа в театре, которую будет осуществлять главный режиссер. Сам я хотел бы осуществить на сцене Александринки постановку по Достоевскому, этот автор давно здесь не шел. Думаю поставить еще и легендарную для этого театра пьесу - "Живой труп" Толстого... Перемены коснулись александринской сцены с большим опозданием. Во многом былая слава этого театра утрачена. Вопрос: безвозвратно ли? Валерий Фокин явно считает, что все поправимо. Нам, петербуржцам, очень хочется с ним согласиться...
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.