ВСЯКОЕ ЛИ ЛЕКАРСТВО - ЛЕКАРСТВО?
Фальсифицированные лекарства - болезненная и сложная тема. В течение тридцати лет международное сообщество борется с лжелекарствами, и тем не менее они присутствуют на рынках практически всех стран. Даже в Соединенных Штатах до 5 процентов продаваемых лекарств - фальшивые.
Обо всем этом сообщил на круглом столе в ИА "АБН" руководитель Северо-Западного центра по контролю качества и сертификации лекарств Сергей Некрасов. По его словам, построение системы глобального контроля протекало достаточно тяжело. Больше всего фальшивок было в начале 90-х годов. После некоторых публикаций население приходит в ужас. Наблюдается эффект "антиплацебо" - вполне нормальные, качественные медикаменты перестают действовать на человека из-за того, что он думает, что это фальшивка.
Кстати, по определению Всемирной организации здравоохранения фальсифицированной называется продукция, при распространении которой потребитель сознательно вводится в заблуждение в отношении ее состава или производителя.
Наверное, лекарства - единственный вид товара, где трудно самостоятельно делать выводы о его качестве. Между тем средняя стоимость анализа, который проводит Центр качества, приближается к двум тысячам рублей. Действует компьютерная система учета и контроля в общероссийских масштабах.
Однако, по словам Некрасова, в российских законах нет понятия "фальсифицированное лекарство", следовательно, привлекать за это, как, например, за подпольное производство водки, нельзя. Центр по контролю качества пытался создать систему, чтобы было просто не выгодно ввозить фальшивки, от пятой части до трети которых привозится к нам из Москвы.
Несмотря на то что число подделок составляет от долей до нескольких процентов и явно не делает погоды в аптечных сетях, число выявляемых нарушений имеет тенденцию к росту. Так, в 2000 году было обнаружено 10 серий и 44 наименования, в 2002-м - 163 серии и 85 наименований, а за 8 месяцев этого года прирост обнаруженных фальшивок составил 1,4 к аналогичному периоду прошлого года. Вдобавок Центр сертификации не имеет права не пускать на рынок те препараты, которые его специалисты считают сомнительными. У многих оптовых поставщиков есть страсть - закупать дешевые средства, а они могут не выдержать положенного длительного срока хранения. Вызывает вопросы и система транспортировки лекарственных препаратов.
Координатор блока "Медицина" избирательного штаба В. Матвиенко Сергей Бурлаков сообщил, что в 2002 году в нашем городе не было возбуждено ни одного уголовного дела по поводу распространения фальсифицированных лекарств, а в 2001-м такие дела были. В настоящее время на фармацевтическом рынке нашей страны работают более 1000 предприятий, а в развитых странах, как правило, несколько десятков фирм. Контрафактную продукцию распространяют обычно мелкие фирмы, ведь крупным просто нет смысла рисковать своей репутацией. Бурлаков видит решение проблемы в усилении роли государства - необходимо изменить законодательство так, чтобы участник рынка лекарств нес такую же ответственность, как и врач, "залечивший" больного, или чиновник, принявший "барашка в бумажке".
Директор информационно-аналитического центра "Общественное здравоохранение" Владимир Петров рассказал, что из полутора-двух тысяч поступающих в возглавляемую им структуру звонков лишь от пяти до десяти касаются медикаментов. Обычно проблема заключается в том, что назначенное врачом лекарство не помогает. Или производитель внезапно меняет упаковку, и у особо подозрительных граждан возникают сомнения - не подделка ли? На основе полученной от петербуржцев информации была создана городская служба мониторинга забракованных и фальсифицированных серий и наименований лекарственных средств.
В круглом столе приняли участие и представители сети аптек "Первая помощь". Они рассказали о своей системе контроля медикаментов, с помощью которой 15 октября прошлого года было обнаружено 4 серии поддельных препаратов: два вида биологически активных добавок и два наименования отечественных лекарств. После этого с одним из поставщиков сотрудничество было прекращено.