ЗАПЕЧАТЛЕТЬ ЖИЗНЬ ДЛЯ БУДУЩЕГО
В последнее время мне часто попадаются в руки удивительные вещи. Это может быть совершенно изумительный журнал для детей, где рисунки и стихи самих детей соседствуют с хорошими статьями о великих поэтах и художниках, о памятниках истории и архитектуры. А журнальчик издается художником, живущим в небольшом районном городке, печатается в местной типографии (и качество не хуже финского). Или уроженка Архангельской области, живущая в Петербурге, пишет удивительные сказки-притчи... и издает книгу на средства, сэкономленные из тысячерублевой пенсии, отказывая себе во всем... Причем речь идет не о графоманстве, а о реальном культурном пласте, который не замечается столичной "творческой тусовкой", но тем не менее существует, не сдается.
На самом деле, я заметила, иногда даже с собственными, петербургскими культурными фактами проще знакомиться "на выезде", будь то концерт хорошей рок-группы в Петрозаводске или эрмитажная выставка в Новгороде. А что касается не столь эффектных и признанных вещей...
Впрочем, что значит "признанных"? Например, невидим миру труд современных краеведов? Это только так кажется. И видим - теми, кто хочет и умеет видеть. И воспринят теми, кто хочет воспринимать. Я знаю случай, когда дама приехала отдыхать в санаторий. И случайно зайдя в студию народного творчества, впервые в своей жизни увидела гончарный круг. И все то время, которое ей было отпущено путевкой, брала уроки у народного мастера-гончара. Не знаю, как там дальше у нее сложится и где она в Петербурге возьмет гончарный круг и печь для обжига - но я уверена, что память о глине, под руками принимавшей желанную форму, останется в кончиках пальцев вместе с памятью о старинном городе.
Глина под руками. Допотопная пишущая машинка или компьютер не самой последней модели, на клавиатуре которого рождается малотиражная книга, которую прочтут человек двести, дадут почитать еще двумстам, пошлют бандеролью из одного российского уголка в другой российский уголок... Табличка под музейным экспонатом. И в конце концов, обычная любительская фотография - но не себя на фоне достопримечательности, а просто - церкви, пейзажа, незнакомых людей на фоне этой церкви или этого пейзажа. Это жизнь земли, которую запечатлеваем для будущего мы все вместе.