ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ПРОТИВ КОНСТИТУЦИИ
Против начальника Московской железной дороги Владимира Старостенко возбуждено уголовное дело по статье 315 УК РФ (неисполнение приговора суда). Приговор обязывал начальник МЖД демонтировать все турникеты, установленные на столичных станциях железной дороги и препятствующие выходу пассажиров с вокзала. Учитывая, что подобные турникеты существуют не только в Москве, но и у нас да еще и увеличиваются в числе с каждым годом, юридическая коллизия интересна не только москвичам.
Первые турникеты на выход (а без них турникеты на вход теряют всякий смысл) появились в Москве в 2000 году. Доход МЖД немедленно увеличился вдвое. Турникеты на Ярославском вокзале повысили доход касс в 38 раз, а на Казанском - даже в 40. Опыт оказался настолько успешным, что едва ли не каждый месяц нововведения появлялись на новых и новых станциях. Число "зайцев" стремительно уменьшалось, а протесты отдельных граждан, что их заставляют стоять в очереди на выход или не предупреждают о необходимости сохранять билеты до конца рейса, в расчет не принимались.
Однако в защиту пассажиров выступила столичная правоохранительная система. Железнодорожников обвинили в ограничении конституционного права граждан на передвижение. Ссылки на "выходные" турникеты в метро ответчику не помогли: они препятствуют входу, но абсолютно не мешают выходу. Более качественных аргументов у железнодорожников не оказалось, и в октябре 2002 года Мещанский суд Москвы признал установку турникетов незаконной.
Руководство МЖД отнеслось к приговору как к жалобам высаживаемого "зайца" и даже не стало подавать апелляцию. В результате началась предусмотренная процедура - визиты судебных приставов, которые, правда, не ломали турникеты, а всего лишь напоминали о необходимости их снести. Начальник железной дороги Старостенко не раз подвергался штрафу в административном порядке, что не изменило его позицию. После вчерашнего известия об уголовном деле конфликт перешел в новую стадию. Начальнику МЖД грозит штраф до 240 тысяч рублей, снятие с должности и даже лишение свободы до двух лет. Похоже, судебная система Москвы тоже пошла на принцип.
История с турникетами - не первый конфликт железной дороги с конституционными правами граждан. В начале 90-х на многих вокзалах был введен вход на перроны по билетам - железнодорожным или специальным гостевым. Дополнительный доход дороге обеспечивали охранные структуры, не очень отличавшиеся от криминальных бригад. Прокуратура не без труда покончила с этой практикой, и теперь вход на перроны свободен. Что же касается турникетов, то руководство и московской, и октябрьской железных дорог подготовилось к их установке значительно лучше, по крайней мере, технически. Но юридическая сторона оказалась непроработанной, что привело к конфликту, способному стать крупным судебным прецедентом.