ДЕЖА-ВЮ ИЛИ ОПТИЧЕСКИЙ ОБМАН?
Немецких братков, отдадим должное, не различали недолго: на субботнюю квалификацию Ральф под вторым номером программы развлечений не вышел. Зато открывал ее, урвав эту малопочетную миссию у Йоса Ферстаппена, Марк Жене.
Официальная причина - издержки самочувствия Ральфа. Оно, конечно, может быть и так. Но вот гложет душу червь сомнения: а не решила ли таким макаром Williams проблему разборок на трассе своих воробышков. Ведь теперь ее первому пилоту как бы и незачем рвать когти - на титульный поезд он уже опоздал, а одноклубнику может и не помогать. Впрочем, доподлинно сие неизвестно, а клеветать на уважаемую конюшню неохота.
Как бы то ни было, но общего итальянского полотна испанец не испортил. Его время возглавляло парад популярности 51 минуту, пока в мирное течение квалификации не вмешался Райкконен. Правда, до этого предвосхитить результат финна попытался Алонсо, но борьбу соотечественнику он проиграл, как, к слову, и еще 18 пилотам. "К сожалению, во время быстрого круга на машине Фернандо обнаружились все проблемы электроники, которые только возможны на болиде Formula 1, - сокрушался Пэт Симондс. - Но квалификация - не гонка, за pole position даже одного очка не начисляют". Ну кто бы спорил, но британец как в воду смотрел: уж совсем по нулям Renault в Италию не скатала. Но вернемся к Жене. Райкконен, конечно, его огорчил. Но финн, став первым, оказался отнюдь не последним, подвинувшим срочно призванного из запаса пилота. По старой памяти его прошли Баррикелло, Монтойя и Михаэль Шумахер, в одиночестве поддерживавший честь фамилии. С задачей пятикратный чемпион справился, хотя дружественные латиноамериканцы приложили немало усилий, дабы потеснить его с промежуточной pole position. И оба едва не преуспели - подвел третий сектор. Так что пилоты Scuderia абонировали первое и третье места на стартовом поле, покусившиеся на титул Монтойя и Райкконен расположились сбоку на четной стороне. Все радости и тяготы третьей линии с Жене разделил Трулли, а Култхард в очередной раз удовлетворился невысоким местом (в данном случае - восьмым), пропустив помимо перечисленных соратников еще и Баттона. Не задалась квалификация в Jaguar: мы уже отвыкли, а они взяли да и вернулись в низовое звено: Веббер с десятым временем, Вилсон и вовсе обосновался на пятнадцатой позиции. Достижения соотечественника ответработников британской конюшни не вдохновили, и сейчас они пристально присматриваются в Йосу Ферстаппену, к которому, вроде, и спонсоры повалили. Однако неясной степени близости отношения Jaguar и голландца - дело будущего, а мы-то - о прошедшем.
Так вот, в Италии все претенденты на победу в чемпионате имели шанс если не обратить конкурентов в бегство, то хотя бы дистанцироваться от них. Правда, для этого последние должны бы были столкнуться с какими-нибудь отказами техники, топливных рукавов, отсутствием гаек нужного диаметра. Однако стоящие за их спинами конюшни своевременно подсуетились, чтобы этого не произошло. Правда, сил хватило не на всех: за восемь кругов до финиша кончина двигателя на MP4/17D Култхарда, по всей видимости, подвела черту под мытарствами McLaren в Кубке конструкторов. Марк Жене, может, и рассчитывал на нечто большее, но финишировал пятым и не ему гневить бога - слишком долго он был отлучен от активных гонок. А ведущие партии в Gran Premio d‘Italia исполнили Михаэль Шумахер и Монтойя.
Не зря журналисты призывали Михаэля освежить в воспоминаниях итальянскую кампанию-2000. Вероятно, нынешняя победа в Монце принесла бы ему более высокие дивиденды, чем три года назад. Правда, внешне и тогда, и сейчас мало что изменилось: место свое в личном зачете (в 2000-м - второе) Шумахер сохранил, к тому же в обоих случаях получил и некоторое моральное превосходство, да и очки, вопреки теории Жана Тодта, лишними не бывающие, оказались на его стороне. И средства достижения цели, заметьте, абсолютно одинаковые - хороший старт, после которого быть чуть быстрее пайщиков-концессионеров.
Однако вот с этим-то у пятикратного чемпиона мира последнее время и не ладилось. Но положение и ситуация обязывали, и на предшествовавших Gran Premio d‘Italia тестах Михаэль, как какой-нибудь пацак, отрабатывал процедуру старта. И именно на светофоре решилась судьба четырнадцатого этапа. Справедливости ради признаем, что старт Михаэль принял так себе, чем почти и воспользовался Монтойя, который даже после второго поворота оказался почти на корпус впереди, но колумбиец не дожал, а немец - не отступил. Есть мнение, что Шумахер в это время занимал лучшую траекторию, однако сам он придерживается несколько иной точки зрения: "Хотя мы много предварительно работали над стартом, я все-таки совершил ошибку в первом повороте, что позволило Хуану приблизиться, и между нами началась борьба - тяжелая, но честная. При этом говорить о каком-либо преимуществе траектории того или другого не приходится - она была невыигрышная для обоих". Далее они почти всю гонку прошли сплоченной группой, как советские матросы в зарубежном порту, но за все это время Монтойе ни разу не представилась реальная возможность пройти лидера. А в эндшпиле колумбиец и вовсе махнул рукой на разборки с Михаэлем, отнеся их, очевидно, на потом. Прямо скажем, поступок несколько опрометчивый - после исхода колумбийца из CART победы на Старой кирпичнице его старательно избегают. Однако опять-таки не зря дотошная публика интересовалась у Михаэля на предмет большей пригодности Autodromo nazionale нынешнему автопарку Scuderia: здесь экономия японцев на резине кое-какие проценты принесла, во всяком случае, коллегам-французам Bridgestone не уступил. Другое дело - оставшиеся заокеанские кольца, где шинная миниатюризация не приветствуется, даже когда автомобиль везет резину, что пока и происходит с F2003-GA. Шумахер на провокацию не поддался, сослался на тесты (на этой неделе обитатели Маранелло разъехались кто в Монцу, кто в Херес, и география может расшириться), победный настрой всего трудового коллектива (этого в Ferrari всегда было хоть отбавляй) и плодотворное сотрудничество всех поставщиков. С последним не шибко-то согласен Лука ди Монтедземоло, и в том, что потребители Michelin отравляют существование ярко-красным на протяжении всего сезона, который, по его задумке, вновь должен был пройти в одни ворота, итальянец видит не столько заслугу французов, сколько, как бы это сказать помягче, разгильдяйство своих компаньонов. Ну, ему виднее.
Итак, право восшествия на высшую ступень подиума в Монце разыграли Михаэль Шумахер и Монтойя. Поначалу в их борьбу пытался вклиниться Баррикелло, но после первой ходки в боксы ему пришлось умерить свои амбиции - резина не ехала (это качество, к слову, из шести оказалось присуще трем комплектам). Тем не менее обещание помогать Михаэлю Рубенс выполнил, не пропустив Райкконена. Кстати, как считает сам бразилец, немалая заслуга в оттеснении его на третью позицию принадлежит Трулли, стартовавшему непозволительно шустро. Правда, сам Ярно даже морального удовлетворения от своей прыти получить не успел, сойдя на первой трети первого же круга.
А что же Райкконен? Воля ваша, но создается такое впечатление, что перемен в номинации "Самый молодой победитель чемпионата Formula 1" не случится. С одной стороны, и придраться к финну оснований вроде бы нет, с другой - не должен чемпион быть таким уж покладистым. Сейчас от лидера чемпионата Кими отстает на семь очков, и предположу, что к Судзуке меньше не станет: теперь Шумахер будет биться за каждый балл - на кону шестой титул, от которого, может, его отделяет только United States GP. То есть меньше двух недель.
Автор благодарит за помощь в подготовке материалов по Formula 1 Александра Кульчицкого и Владимира Вавилонова.