МОРИС ЭШЕР: ГЕОМЕТРИЯ ИРРЕАЛЬНОСТИ
В Двенадцатиколонном зале Эрмитажа при поддержке Генерального консульства Королевства Нидерландов в Санкт-Петербурге состоялось открытие выставки "М. К. Эшер в Эрмитаже". Экспозиция из 80 произведений всемирно известного голландского графика, никогда не выставлявшегося в России, - подарок Санкт-Петербургу.
Однако, несмотря на то что Фонд Мориса Эшера впервые привез его гравюры в нашу страну, вряд ли кто-то незнаком с реалистичными до невероятности парадоксами и головоломками этого голландца. Произведения этого самого растиражированного на сегодняшний день художника и у нас постоянно используются в качестве иллюстраций всеми, кому не лень, - от математиков-теоретиков до научных фантастов. Как признался на пресс-конференции председатель Фонда Мориса Эшера Виллем Ф. Фельдхейзен, из России к ним никогда еще не обращались с просьбой использовать репродукции - хотя в такой просьбе они, как правило, не отказывают, популяризация им выгодна. Но оставим скользкий вопрос об особенностях функционирования Закона об авторском праве на просторах Российской Федерации - голландцам этот парадокс не понять.
По словам куратора выставки Аркадия Ипполитова, экспозиция будет интересна зрителям в том числе и потому, что это ретроспектива работ Эшера. У нас как раз мало известен начальный период его творчества. После окончания учебы в Нидерландах в 20-е годы художник путешествует по Италии и Испании: его интересуют мавританские орнаменты знаменитого дворца Альгамбра и вдохновляют живописные пейзажи Южной Италии. Женившись, художник более 10 лет живет в Риме и ежегодно ездит по стране. С максимальной реалистичностью он переносит на гравировальную доску деревни, оливковые рощи, церкви и развалины на Мальте, Корсике, Сицилии. Математически выверенная точность каждой линии отсылает нас к поздним работам художника. Но эту романтическую экспрессию, которой полна сама земля Италии, потом заменит холодноватая логика фантазии, которой уже не требуется опираться на реальность. Она сама может ее заменить.
Бесконечные лестницы, ведущие вверх и вниз одновременно. То есть - ведущие в никуда. Замкнутые сами на себя плоскости. Из рисунка нет выхода. Пространство закрутилось узлом. Водопад падает вверх. Вереница зубастых рыб, пожирающая птиц, покорно раскинувших крылья. Черные носатые карлики жмут руки белым улыбающимся человечкам. Огромные красные муравьи ползут по ленте Мебиуса и никак не могут выбраться. И никогда не выберутся, это точно известно. Коридор, выгнутый, как в кривом зеркале, - лучше даже не задумываться, куда он приведет. Два измерения постепенно становятся третьим - и птица вырывается из рисунка на простор неба. Одинаковые ряды рептилий, заполняющих все пространство листа, - рассматривая, можно впасть в транс. При этом невозможно удержаться от рассматривания - сила притяжения магическая. Это магия узоров тех самых мавританских дворцов. Рыба оборачивается птицей, птица - рыбой. Если долго вглядываться, принципиальной разницы между ними уже нет. Небо и земля поменялись местами, но самое страшное не в этом, а в том, что никто не помнит, где что было изначально. Вывернутая наизнанку геометрия реальности. Тщательно выгравированный ночной кошмар о том, что будет, если обыденное пространство вокруг нас сойдет с ума.
"Если бы вы только знали, какие видения посещают меня в ночной тьме... Иногда моя неспособность сделать их зримыми буквально сводит меня с ума. По сравнению с этими мыслями каждая отдельная гравюра или рисунок - это полная неудача, только мельчайшая частица необъятного целого", - пишет Эшер. Для нас, зрителей, это признание художника - только подтверждение того, насколько глубок был его внутренний мир.