НЕ КАЖДЫЙ УЧИТЕЛЬ СДАСТ НА "ПЯТЬ"...
Кажется, в Министерстве образования воспринимают наш город как серьезный очаг сопротивления изменениям, происходящим в системе образования. Действительно, ректоры питерских вузов не упускают ни одной возможности раскритиковать идею с единым государственным экзаменом (ЕГЭ), а директора школ и городской комитет по образованию не торопятся писать обращения с просьбой о проведении в Петербурге эксперимента по ЕГЭ.
Наверное, поэтому почти каждую неделю в Петербург приезжает очередной заместитель министра образования, чтобы ответить на вопросы журналистов и педагогов, рассеять их сомнения и зародить надежду, что завтра детям и взрослым будет лучше, чем сегодня. На этой неделе из Москвы к нам прибыли заместитель министра Александр Пыжиков и заместитель начальника Управления развития образования министерства Алексей Майоров. Тема круглого стола, состоявшегося в ИА "Росбалт", звучала непонятно, но интригующе: "ЕГЭ как эффективный инструмент управления образованием".
Скажу сразу: про управление образованием так ничего и не объяснили. Главной целью был рассказ о том, как бодро ЕГЭ шагает по России. Если три года назад в эксперименте приняли участие всего три региона, то нынче их насчитывалось уже 49 (добавлю, что в списке на следующий год, по неофициальным данным, фигурируют уже 57 субъектов Федерации). Больше половины всех выпускников российских школ (715 тысяч из 1300 тысяч) прошли летом через эти испытания. В целом 58 процентов выпускников были аттестованы по системе единых государственных экзаменов.
Правда, пока участие школ в эксперименте добровольное, как, впрочем, и участие вузов. В этом году 245 высших учебных заведений страны принимали сертификаты ЕГЭ. Частично присоединилась к движению и петербургская высшая школа: около сорока государственных и негосударственных вузов при поступлении иногородних абитуриентов на определенные специальности засчитывали результаты ЕГЭ по одному-двум предметам.
Итог трехлетнего эксперимента, которым гордится Министерство образования: среди первокурсников в вузах страны появляется все больше ребят из сел и маленьких городков. Кстати, деревенские дети показывают результаты не хуже, чем те, что живут в больших городах, а самые высокие показатели - в населенных пунктах, где проживают от 50 до 100 тысяч человек. "Так что большим городам не следует так уж собой гордиться", - прокомментировал эти цифры заместитель начальника Управления развития образования министерства Алексей Майоров.
Однако торжественный отчет московских чиновников здорово испортили директора школ и преподаватели вузов Петербурга, приглашенные на заседание круглого стола. "Здесь идет какая-то двойная игра. Почему вы не говорите о том, что такая форма экзаменов, как ЕГЭ, требует перестройки всей системы подготовки школьников? - недоумевала директор гимназии "Альма-матер" Татьяна Щур. - Мы готовим своих учеников к этому с первого класса, выделяем специальное время. За один год нельзя подготовить ребенка к успешной сдаче тестов". Педагогов волнует и то, что в тестах нередко встречаются неточности и ошибки. Другая проблема: дети в разных школах занимаются по разным учебникам, где одним и тем же явлениям даются разные определения. Тесты же подразумевают унифицированные ответы. Непонятно также, что будет со школьными аттестатами при повсеместном введении единых экзаменов. В министерстве считают, что их заменят сертификаты с результатами ЕГЭ, а в вузах, наоборот, готовы вернуться к так называемому среднему баллу аттестата, доверяя итоговой школьной оценке больше, чем результатам ЕГЭ. И еще один любопытный факт, прозвучавший на круглом столе: только 40 процентов учителей физики справляются со всеми заданиями, которые предлагаются на ЕГЭ в тестах по этому предмету.
Вряд ли московским гостям удалось переубедить петербургских коллег. И все-таки польза от встречи, несомненно, была: чиновники из министерства обещали подумать, как при окончательном введении ЕГЭ поступить со школьниками, которым по состоянию здоровья разрешен щадящий режим сдачи экзаменов. Учитывая, что у нас в стране почти нет здоровых детей, вопрос звучит весьма актуально.