ФИНСКИЕ ИЗБЫ В ПЕТЕРБУРГЕ

На территории Петербурга среди каменной застройки надолго сохранились и старинные деревянные здания, по размеру, стилю и назначению самые разные. Есть безликие склады и иные хозяйственные постройки, а есть и живописные частные особняки конца XIX - начала XX века. Есть даже деревянный театр на Каменном острове, корпуса больницы на Васильевском острове. Автор помнит деревянные концертные залы в Саду отдыха на Невском проспекте и в ЦПКиО. Их уничтожили в последней четверти XX века.

На рубеже XIX и XX веков русская творческая интеллигенция проявляла огромный интерес к культуре коренных финских народов: ингерманландцев, карел, вепсов, эстонцев, финнов и сету. Была необыкновенная в те годы дружба и творческий союз между двумя народами, между Петербургом и финскими окрестностями. Все это описано в краеведческой литературе как до 1917 года, так и в последние десятилетия. Сегодня же контакты с жителями области, помнящими, знающими и сохраняющими традиции древней финно-угорской народной культуры, во многом утрачены. А вот в деревянной архитектуре Петербурга появлялись элементы финской народной архитектуры. Например, детская больница на Большом проспекте Васильевского острова. К сожалению, с каждым десятилетием XX века деревянных построек становилось все меньше. Причины разные, часто варварство. Среди разнообразия деревянных зданий автора давно заинтересовали избушки. Да, финские, точнее, ингерманладские избы, которых в дельте реки Невы всегда было множество. Если шведский город Ниен в устье реки Охты стоял особняком среди них, то возникший после Ниена Петербург органично слился с ними. Постепенно избушки стали неразличимы в сплошной каменной застройке. На вопрос, обязательно ли в них всегда жили коренные жители Ингрии, трудно ответить. Скорее, заказчикам нравилось строить эти компактные симпатичные домики для разного назначения. На протяжении века это назначение менялось, избушки меняли свое убранство и интерьер, но некоторые стоят крепко по сей день. Кое-где вдоль железнодорожных путей, вокзалов, на территории заводов, воинских частей. Очевидно, были склады готовых модулей конструкций этих изб - венцы сруба, стропила, курицы, причелины, наличники... Характерной особенностью этих изб является прижатая крыша, а не острая, два окна по фасаду. Вся изба вписана в куб со стороной плюс-минус семь метров с обязательной обшивкой сруба вагонкой. Чувствуется влияние города, появляются модные монетные оконца, прилепленные мини-балкончики, веранды, крылечки. Автор надеется, что обязательно пробудится интерес общественности и начальства просвещенного мегаполиса, претендующего на звание культурной столицы, именно к этим романтичным народным произведениям. И они будут украшением городского пейзажа с найденной функцией, а не сиротскими, никому не нужными и забытыми, как у Пушкина: "Чернели избы здесь и там, // Приют убогого чухонца..." Одна из последних избушек располагалась в Коломне на проспекте Римского-Корсакова, 18. Очередной арендатор участка продал этот домик в Коломне за копейки "на вывоз". А ведь как было бы приятно, идя по улице в центре города, видеть эту избушку отремонтированной, а в ней, к примеру, музейчик истории Коломны. Увы! В декабре 1998 года под шумок очередной выборной кампании арендатор снес избушку окончательно. Тут же началось лихорадочное строительство элитного особнячка на 14 квартир. На Митрофаньевском шоссе стояла крупная изба в финском стиле в хорошем состоянии: ее "вина" была в том, что она выступала на метр за "красную линию". P. S. Последняя известная автору изба располагалась на набережной Крестовки, 10. Увы, когда вместе с фотографом он приехал на Каменный остров, чтобы надлежащим образом оформить публикацию, ее тоже на месте не оказалось. Очередной пласт истории Петербурга исчез буквально на наших глазах...
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.