РАСТАМОЖЕННЫЕ ЗВЕРИ
Большой Санкт-Петербургский цирк открыл новый, 126-й сезон<br>В дни, когда политики на высшем уровне договорились об установлении единого экономического пространства четырех республик СНГ - славянских плюс Казахстан, Петербургский цирк весьма достойно внес свой посильный вклад, поддержав эту идею с несколько иной стороны. Пригласив украинских артистов в единую с москвичами и петербуржцами программу, Цирк на Фонтанке попытался сохранить прежнее культурное общее пространство, по крайней мере хотя бы цирковое. Прежний хорошо налаженный цирковой конвейер включал представителей цирков всех республик в единое цирковое пространство, обеспечивая оптимальное циркулирование номеров и аттракционов по большой стране, знакомя отечественных зрителей с одной из лучших цирковых школ мира.
Большие звериные аттракционы по нынешним временам чрезвычайно накладны. Однако администрация цирка и народные артисты СССР и Украины Людмила и Владимир Шевченко эти трудности преодолели и, хотя и через 8 лет, но привезли замечательный аттракцион в наш город, с которым у артистов многое связано и в жизненных, и в творческих коллизиях. Аттракцион Шевченко и классический, и классный. Суровые и коварные звери - тигры и львицы - не слишком-то ревностно спешат выполнять команды укротителей, то и дело отнюдь не дружелюбно рыкают на дрессировщика, правда, иногда кажется, что даже подыгрывают в свою очередь рыкающему на них, да и на партнершу Людмилу Владимиру Шевченко. Вообще, Владимир великолепно ведет свою укротительскую партию. Он вроде бы несерьезно подтрунивает над зверьем, будто бы специально злит их, панибратствует с царями зверей вовсю, иронизирует над собой и Людмилой, но не переходит грани, роковой черты. И вовсе не из-за опаски, а из-за нежелания унизить и оскорбить гордого зверя, призывая его к сотворчеству, а не к тупому выполнению категорических приказов. Может, все проще и это мне показалось, но имидж дрессировщика таков - и это необычно и прекрасно. А Людмила умиротворяет конфликты, уговаривает зверей, когда они капризничают и упрямятся. Доброта и спокойствие побеждают.
Есть в программе еще один номер с животными. И тоже из Киевского цирка. Это дрессированные обезьяны Елены и Геннадия Широковых. Их обезьянки, конечно же, естественные и вполне достойные человеку партнеры, "человеческий портрет, даром что хвостатые" (В. Маяковский). Они у Широковых и в ролях соответствующих, человеческих. И костюмы носят безукоризненно.
Прекрасный пол, слава богу, рвется не только во власть, но и в... клоунаду. Что не менее трудно и ответственно, ибо известно издавна, что добрый шут оздоравливает общество почище, чем десятки лекарей.
Киевский цирк прислал к нам дамское клоунское трио в составе Любови Симковой, Юлии Гасилиной и руководителя Томилы Петрещук. Дамы в своих антре пародировали корриду, бесхитростный стриптиз, манипуляции фокусников. Разошлись всерьез на действительно веселом клоунском гопаке. Сказать, что слишком я оздоровился, - покривить душой. Но потенциал имеется - и без пошлостей а-ля "Аншлаг" - всероссийский "эталон" юмора. А это уже вдохновляет!
Виртуозен жонглер Анатолий Федоров. Он лихо управляется со стилизованными "кирпичами" - параллелепипедами, доводя число их аж до 17 штук. Это наш земляк, петербуржец. Его номер выверен и точен, так же как выверена смелая подкупольная работа воздушных гимнастов из Киева Батакоз и Дмитрия Туркеевых. Мужественная и широкоамплитудная гимнастика в "каче" на ременных петлях Дмитрия сливается в воздушно-балетную сюиту с изящной "шпагатной" акробатикой Батакоз. Их дуэт очень красив и овеян чуть забытой подлинной цирковой романтикой.
Манеж занимает оригинальный вращающийся "автокран", его стрела - шаткий снаряд, на котором совершается головокружительный эквилибр, акробатические и гимнастические комбинации. Это сегодняшнее поколение славной цирковой семьи Папазовых (Москва). Из Москвы и другой знаменитый ансамбль прославленного мастера акробатики и летчика Великой Отечественной войны Владимира Довейко. Ныне ансамблем достойно руководит Алексей Лозгачев. Их отличают какие-то неожиданные выстреливающие полеты акробатов, отталкивающихся от подкидной доски и вдоль, и поперек, и по диагонали манежного пространства, головоломные сальто, увенчивающиеся рекордным двойным сальто с двумя пируэтами (оборотами вокруг своей вертикальной оси) Владимира Степанова да еще выполненными на одной ходуле.
При чем здесь "растаможенные звери"? При том, что если раньше Шевченко возили из Киева в Ленинград и по всей стране свою многочисленную звериную труппу почти запросто, то теперь таможенно-бюрократические процедуры продлились 9 дней. И все это время артисты и их звери не могли приступить к репетициям. Понятно, что ни творческому, ни физическому самочувствию это отнюдь не способствовало. Однако профессионализм тех и других все-таки взял верх. И на арену они вышли как ни в чем не бывало.