ПОСУХУ, КАК ПО МОРЮ
Странно, но, оказавшись впервые в жизни за штурвалом большого океанского катера, автор практически сразу же сумел освоиться с управлением этим быстроходным судном около пятидесяти тонн водоизмещением. На скорости порядка 37 узлов (почти 70 км/ч) ему удавалось лихо "вписываться" в 10-15-метровое пространство между легкими прогулочными яхтами, заполонившими акваторию порта, закладывать умопомрачительные виражи под самым носом у громадного неповоротливого супертанкера дедвейтом в сотню-другую тысяч тонн, на встречных курсах проскакивать мимо океанского лайнера, едва-едва не задевая кранцы, висящие вдоль его борта... И если учесть при этом, что раньше автору вообще не доводилось стоять за каким-либо штурвалом (даже за штурвалом заштатной "Казанки"), а дело происходило в порту Пальма-де-Майорка, то читатель легко поймет, какие чувства охватывали тогда пишущего эти строки.
Но самое удивительное состоит в том, что автору удалось проделать все вышеописанное не только не покидая пределов родного Питера - ему не пришлось для этого даже на улицу выходить! Ибо возможности крупнейшего в России навигационного тренажера, торжественно запущенного в работу в минувшую среду в стенах Государственной морской академии имени адмирала С. О. Макарова, настолько велики, что у любого пожелавшего с его помощью обучиться премудростям судовождения возникнет полная иллюзия того, что он находится на ходовом мостике современного транспортного судна. Причем не только визуальная - несмотря на отсутствие в тренажерном центре Макаровки каких-либо механических имитаторов бортовой и килевой качки, иногда ощущение "палубы", уходящей буквально из-под ног, становится настолько реальным, что поначалу пытаешься даже схватиться за что-нибудь прочное, дабы не упасть.
Тренажер состоит из двух полномасштабных "ходовых мостиков" с горизонтальными углами обзора из "рубки" в 225 и 135 градусов, четырех дополнительных "мостиков", оборудованных имитаторами современных радаров, системой автоматизированной радиолокационной прокладки (САРП), системами электронной картографии и рабочей станции инструктора.
В настоящий момент программа позволяет любому из присутствующих "очутиться на мостике" одного из ста совершенно реальных современных судов (разных типов, размеров и ходовых параметров) и попытаться ввести свой корабль в любой из известных крупных портов мира - со всеми вытекающими отсюда аспектами, касающимися лоцманской проводки. А если понадобится, то условия можно и усложнить, ввести такую, например, "легенду": "мы в рубке небольшого портового буксира, но тянем за собой океанский лайнер водоизмещением тридцать тысяч тонн".
Так что у курсантов Макаровки появилась прекрасная возможность обучаться искусству судовождения в условиях, максимально приближенных к естественным. И современные кибертехнологии позволят им теперь расплачиваться за свои ошибки не реальными кораблекрушениями, как это было на протяжении тысячелетий, а всего лишь "неудами" в зачетке.