ПИТЕР БУДЕТ ЖИТЬ ПО ГЕНПЛАНУ
В "Союзпетрострое" прошло совещание, посвященное концепции генерального плана Санкт-Петербурга.
Работа над новым Генпланом началась еще в 1991 году, но жизнь постоянно корректировала эту работу. В то время город представлял собой единый комплекс с областью, сейчас все ограничивается рамками города, хотя определенные увязки с областью неизбежны. Следует отметить, что существующий Генплан до сих пор себя не исчерпал и полностью не реализован, однако существенно изменились условия нашей жизни. Перед разработчиками встала очень сложная задача долгосрочного прогнозирования развития нашего города до 2025 года.
В зависимости от многочисленных внутренних и внешних факторов было разработано несколько вариантов подобного развития. Как заявил руководитель группы разработчиков документа Валентин Назаров, "в основу Генплана заложены оптимистические показатели развития города к 2025 году". Это означает, что при разработке основного градостроительного документа в качестве базовых показателей используются следующие: численность населения, обеспеченность жильем и функциональные направления развития города. Так, например, планируется, что число петербуржцев через 22 года достигнет 4,7 млн человек. При этом не стоит забывать и так называемое временное население - это еще примерно полмиллиона человек. Таким образом, к 2025 году на берегах Невы, по самым скромным подсчетам, будет проживать никак не меньше 5 млн человек (в настоящее же время численность населения в городе составляет 4,6 млн человек).
Не менее радужным является и прогноз обеспеченности жильем к 2025 году. Планируется, что она будет увеличиваться с 21 квадратного метра (достигнутый уровень) до 30 метров на человека (сегодняшний уровень среднеразвитых европейских стран). Кроме того, в основу разрабатываемого документа заложена многофункциональность развития города, но с предпочтением развития культуры, туризма и новых технологий.
Исходя из всех этих прогнозов, строителям за двадцать с небольшим лет предстоит возвести около 130 млн кв. метров недвижимости (для сравнения: сейчас в Санкт-Петербурге этот показатель равен 140 млн кв. метров). Чтобы достичь таких успехов, компаниям, задействованным на ниве строительства жилья, необходимо ежегодно сдавать в эксплуатацию почти 2,5 млн кв. метров жилой площади. Нетрудно предположить, что без мобилизации всех имеющихся на сегодняшний день ресурсов достижение подобных результатов просто невозможно.
При окончательном своем оформлении Генеральному плану суждено служить документом верхнего уровня, являющимся отправной точкой для разработки всей градорегулирующей базы Петербурга. Особенную значимость придают ему включение правил землепользования и застройки с градостроительными регламентами всех территориальных зон северной столицы. Согласно новой концепции, Санкт-Петербург разделен на четыре пояса в зависимости от политики жилищного строительства.
Первый - это исторический центр города, здесь объем жилых площадей планируется сохранить, а их обновление должно происходить за счет реконструкции в целом существующего в городе жилого фонда.
Во втором поясе планируется к 2025 году построить 13 млн кв. метров жилья, в частности, за счет вывода из этой зоны промышленных предприятий. По мнению руководителя разработчиков, это самая выгодная для строительства территория, так как она находится близко к центру Петербурга и имеет развитую инфраструктуру. Предприятия же перебазируются на прилегающие к Кольцевой автодороге земли.
В третьем поясе (преимущественно это спальные районы) намечено строительство 10-12 млн кв. метров жилья - в основном за счет реконструкции находящихся здесь ветхих домов первых массовых серий. Наконец, четвертый пояс (городские окраины) отдан в основном под застройку малоэтажными домами. По доле малоэтажного строительства (около 5 процентов) мы существенно отстаем от европейских городов (более 20 процентов).
Новые площади под застройку оцениваются в 15 млн кв. метров (Северо-Запад, Юго-Запад и т. п.), но нельзя беспредельно раздвигать границы города. В то же время интенсивное уплотнение застройки существующих зон массового строительства приведет к вымыванию резерва свободных площадей для их неизбежной реконструкции.
Судьба третьего пояса северной столицы (как уже было сказано, это спальные районы) сегодня особенно злободневна. Кто только не высказывался на тему бедных хрущевок, и чьи светлые умы не брались решить эту проблему.
Как не вспомнить тут "тихим добрым словам" почин мэра Первопрестольной Юрия Лужкова по их сносу! Но пока эти ветхие пятиэтажки стоят на питерской земле и служат приютом многим сотням тысяч горожан, их эксплуатация требуют особого внимания. Как утверждает зампредседателя комитета по градостроительству и архитектуре Виктор Полищук, реконструкция хрущевок возможна только при изменении формы управления жилым фондом. Дело в том, что приватизация отдельных квартир и комнат без соответствующего изменения юридического статуса зданий (образования кондоминиумов) и форм управления ими завела ЖКХ в тупик. На сегодня они в своем большинстве оказались без хозяина.
Из 130 млн кв. метров недвижимости, которые планируется построить к 2025 году в Петербурге, около 50 млн кв. метров будет отведено под жилые дома, 30 млн кв. метров - под объекты общественно-делового назначения (больницы, школы, гостиницы, бизнес-центры и торговые комплексы). Кроме того, предполагается реконструировать примерно 25 млн кв. метров промышленных площадок и добавить к городской недвижимости еще 25-30 млн кв. метров за счет развития инженерной инфраструктуры.
Безусловно, такой объем работ потребует не только значительных материальных и человеческих ресурсов, но и поставит перед строителями задачу наиболее полного использования новых технологий. "Домами прошлого поколения" назвал Виктор Полищук возводимые сегодня в городе высотные жилые здания: "Такое жилье не имеет перспективы и не украшает наш город. В Нидерландах, например, в высотных "панельках" живут только переселенцы - турки, югославы". Заместитель председателя КГА обратился к строительным компаниям с рекомендацией смелее применять новейшие разработки зарубежного рынка стройматериалов. "Наши строители почему-то используют устаревшие технологии и материалы, в большинстве своем более ресурсозатратные, чем за рубежом", - отметил он.
Наряду с недвижимостью необходимо серьезно реконструировать и среду обитания (инфраструктуру). На грани кризиса находится транспортная система города. Опыт прошедших через эти проблемы зарубежных стран свидетельствует о необходимости дальнейшего развития комплекса общественного транпорта, который должен стать комфортным для горожан, и введения ограничений на въезд в центральную часть Петербурга. Очевидна потребность в незамедлительном строительстве сети скоростных магистралей, в том числе Западного диаметра, новых переправ через Неву. Мизерна, по западным меркам, пропускная способность аэропорта Пулково. По-прежнему в кризисе находится постоянно реформируемое жилищно-коммунальное хозяйство.
Следует еще раз заметить, что Генеральный план - документ общественного согласия по использованию городских территорий. Поэтому его разработчики готовы обсуждать концепцию развития города на любом уровне. Особенно полезно регулярно обмениваться мнениями разработчиков плана с застройщиками города, с руководством крупных инвестиционно-строительных компаний с целью более конкретного обсуждения всего комплекса проблем.