АНТВЕРПЕН ПРЕДСТАВЛЯЕТ ХУДОЖНИКА

Что бы ни изображал художник - морские пейзажи или натюрморты, - его картины становятся автобиографической книгой, которая доступна всем. "Я расскажу всем красивую легенду о себе, универсальном Я, уникальном Я, значимом Я, исходя из значимого глагола быть; я есть, мы есть, ты есть, он есть". Так свое творчество охарактеризовал Джеймс Энсор, выступая в Бельгийской Королевской академии в 1923 г. Представить петербургской публике творчество этого почти неизвестного в России величайшего авангардиста XX века специально приехал сотрудник Королевского музея изобразительных искусств Антверпена г-н Тотс.

В Мраморном зале Этнографического музея можно познакомиться сразу с двумя художниками. По словам г-на Тотса, "первый может быть реалистом, а второго назовем мастером гротеска". Как натуралист Энсор пишет с некоторым сарказмом современные жанровые сцены. Например, он показывает будничную жизнь молодой дамы среднего класса с инструментами жеманной любви: то она грациозно позирует с веером в руке, то она с красным зонтиком на плечах, как бы в ожидании тайного свидания в сомнительном обществе. В период своего ученичества в Королевской школе изобразительных искусств в Брюсселе Энсор создает "Девушку с вздернутым носиком" и "Женщину с синей шалью". Больше всего ему нравится "изображать других, уродуя или обогащая", поэтому, еще будучи молодым художником, Энсор демонстративно порывает с традиционной живописью и уезжает домой в Остенд, где и будет работать до конца жизни на чердаке родительского дома. Глубокое одиночество и несовпадение с современным миром свойственно уже зрелому художнику Энсору. "Я с радостью спрятался в одиночестве, где миром правит могущественная и сверкающая маска". Именно она управляет художником, задает яркий тон изображению. Маски, с их психологическими и эстетическими отношениями, встречающиеся нам в работах Энсора, без сомнения написаны с реальных карнавальных масок, но творчеством мастера они преломляются в метаморфозу, теряя свой невинный и реальный характер. Нечеловеческие существа в масках естественно и осмысленно изображаются в житейских ситуациях, то шокируя и вызывая недоумение, а то до смерти пугая. Это столкновение реального и существующего лишь в нашем воображении загробного мира выражается в карнавальной образности. Персонажами его сюжетных зарисовок, интригующих зрителя, могут быть скелеты или даже сама смерть. В Мраморном зале представлены лишь некоторые работы художника. Большая часть картин и гравюр Джеймса Энсора хранится в музеях и частных коллекциях Бельгии.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.