И ДАЖЕ В ОБЛАСТИ БАЛЕТА

К 120-летию со дня рождения Сергея Леонидовича Григорьева<br>Когда мы вспоминаем о наших соотечественниках, тех, кто делал русское искусство частью европейского и общемирового, нельзя не вспомнить Сергея Леонидовича Григорьева. Мировой балет обязан ему в первую очередь как режиссеру Русского балета С. П. Дягилева. К сожалению, он остался в тени нашей исторической памяти по причине эмиграции после 1917 года.<br>Сергей Григорьев родился 5 октября 1883 года в Тихвине. Он был старшим сыном в большой многодетной семье из десяти детей.

КОРНИ Интересна история его родителей. Его отец Л. И. Григорьев женился на Софье Федоровне Базыриной (1856-1908) из захудалого дворянского рода. Софья Федоровна закончила Смольный институт, была хорошим музыкантом, прекрасно играла на рояле. В Тихвин приезжала фрейлина императрицы. На званом вечере Софья Федоровна так хорошо играла, что фрейлина подарила ей в благодарность рояль. Софье Федоровне принадлежали в Тихвине два дома: каменный на углу Орловской и Сиверской (ныне улица Социалистическая) и деревянный на Павловской улице (ныне улица Советская). Оба дома не сохранились. На фронтоне крыльца деревянного дома была табличка: "Дома госпожи Софьи Федоровны Базыриной". В своей книге "Тихвин и его Святыня" Григорьев упоминает второй дом: "В другом месте площади, в нише большого каменного дома г-жи Григорьевой виднеется вензелевый транспарант, изображающий герб города Тихвина". Похоронена Софья Федоровна на городском кладбище. Леонид Иванович был религиозен и гордился городом, в котором жил. Именно поэтому появилась на свет первая книга "Тихвин и его Святыня", которую автор напечатал на свои деньги. Книга расходилась плохо и полностью распродана не была - пачки книг лежали на чердаке еще в 20-е годы нашего века. Леонид Иванович обладал бойким пером. Кроме книги "Тихвин и его Святыня" у него опубликовано великое множество статей и заметок в "Вестнике Новгородского земства", "Новом времени", "Новгородских губернских ведомостях", "Новостях", "Неве". Чаще всего публикации были подписаны "Л. Г.". ПРИНЯТ В МАРИИНКУ Сергей по окончании Петербургского театрального училища в 1900 году был принят танцовщиком в Мариинский театр. В театре новичка не баловали. Из классического кордебалета он выбивался по причине высокого роста. Нередко ему доставались пантомимные роли. Но приходилось довольствоваться и безликими "лакеями", "воинами". В 1903 году он окончил и драматическое отделение училища. К 1905 году он был переведен в корифеи, и поскольку жалования не хватало, делил свое время между работой в театре, гастролями по провинции, а также периодическими поездками в Тихвин. Возможно, последний раз он приезжал в Тихвин на похороны отца в декабре 1914 года. В эти годы Григорьев нередко помогал своему другу - танцору, все чаще выступающему балетмейстером, - Михаилу Фокину в организации благотворительных спектаклей. "Мой неизменный режиссер, ведущий административную часть на всех моих благотворительных спектаклях" - так вспоминал Фокин. СОРАТНИК ДЯГИЛЕВА По рекомендации своего друга с 1909 года двадцать лет Сергей Григорьев был незаменимым помощником великого организатора антрепризного Русского балета Сергея Павловича Дягилева. Заведующий балетом, режиссер, репетитор, он отвечал за состояние труппы и весь текущий репертуар, помогал хореографам готовить спектакли и возобновлял полузабытые, вводил в партии новых актеров - он был профессионалом балета в самом высоком смысле слова. Дягилев вывел в мир звезд балета А. Павлову, Т. Карсавину, И. Рубинштейн, В. Нижинского, М. Фокина и многих других. Ошеломляющие спектакли в Париже, Лондоне, Мадриде, Берлине, других городах Европы, Южной Америки. Тысячи людей познакомились с музыкой русских композиторов Н. Римского-Корсакова, И. Стравинского. Менялись хореографы театра: М. Фокин, Б. Нижинская, Л. Мясин, В. Нижинский, Г. Баланчин, с каждым из которых связан этап эволюции балета XX века. Григорьев оставался при исполнении обязанностей вместе с Дягилевым до его кончины. С. Лифарь в воспоминаниях о балете Дягилева писал: "Нельзя забыть Григорьева, постоянного режиссера Русского балета с первого дня и до самого последнего дня его существования". У Дягилева Григорьев выступал и как исполнитель в основном пантонимно-пластических ролей в постановках Фокина и Мясина. Вместе с Григорьевым в труппе танцевала его жена, также выпускница Петербургского театрального училища, балерина Любовь Павловна Чернышева. С 1932 года Григорьев и Чернышева работали в труппе Русского балета Монте-Карло. С 1936 года Григорьев - в Русском балете полковника де Базиля. С конца сороковых годов вместе с Чернышевой он восстанавливал для театров Лондона и Милана балетные спектакли дягилевского репертуара в постановке Фокина. В эпоху, когда еще не было, как сейчас, видеозаписей, только феноменальная память Григорьева позволила возобновить балеты "Жар-Птица" и "Золотой петушок" после тридцати-сорока лет их отсутствия в репертуаре. В 60-х годах с Григорьевым встречался Р. Нуреев. Значительным вкладом в историю мирового балета стала вышедшая в Лондоне в 1953 году книга Григорьева "Балет Дягилева. 1909-1929". Скончался С. Л. Григорьев 28 июня 1968 года в Лондоне.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.