ОЦЕНКИ В ШКОЛАХ ЧАСТО СТАВЯТ ЗА ПОВЕДЕНИЕ, А НЕ ЗА ЗНАНИЯ
ВИКТОР БОЛОТОВ, ЗАММИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ
За последние несколько месяцев чиновники из Министерства образования дважды встречались с родительской общественностью Санкт-Петербурга. Заместитель министра Виктор Болотов утверждает, что для министерства важно мнение родителей о том, как живет современная школа: "Мы не решим проблемы в одиночку. К сожалению, школа и родители предъявляют взаимные претензии, а детям от этого только хуже. Чтобы решить проблемы, нам нужен диалог". Так что можно сказать, что в Петербурге Виктор Болотов давал интервью не журналистам, а папам и мамам, чьи дети учатся сейчас в школах и гимназиях. И прежде всего пришлось сказать о деньгах и родительском участии в "бесплатном" образовании.
- Будем откровенны: бюджетных средств на полноценное финансирование не хватит. Мы вынуждены в этой ситуации работать со всеми источниками финансирования. Кстати, мы проводили опрос родителей в разных регионах России: готовы ли они участвовать в финансировании деятельности школы. Большинство отвечали, что согласны, но при условии, если они будут понимать, какую конкретно пользу это принесет их ребенку. Причем так отвечали и в богатых, и в бедных регионах страны. Другое дело, нужно понимать, кто сколько может дать и для кого какая сумма является посильной.
- Зачем наши дети тратят целый день на так называемые УПК (учебно-производственные комбинаты)? Это же пустое времяпрепровождение, особенно в выпускных классах, когда и так нагрузка огромная.
- Навязывать УПК мы не будем. Там, где получится, станем использовать их для профильной подготовки. Мы ведем сейчас очень серьезный эксперимент по профильной подготовке в старших классах. Ведь сейчас дети вынуждены ходить на подготовительные курсы, заниматься с репетиторами. Мы же хотим, чтобы они в школе имели возможность углубленно изучать выбранные предметы. Для этого нужно часть дисциплин сделать обязательными, а часть - для изучения по выбору. Все предметы должны быть представлены на базовом и профильном уровне. Конечно, гуманитарий должен представлять картину мира, но ему не обязательно изучать всевозможные тонкости в физике или химии.
- Что дало введение единого государственного экзамена выпускникам школ в тех регионах, где проводился эксперимент?
- В России еще долго будут существовать вступительные экзамены, так как мы по многим причинам не можем принимать в вузы всех желающих. Но единые государственные экзамены позволяют упорядочить поступление в высшие учебные заведения. Сегодня абитуриент может поступать в несколько вузов одновременно, но в каждый он должен снова сдавать все экзамены. С введением ЕГЭ ему будет достаточно разослать свои результаты в разные приемные комиссии и ждать ответов.
Очень важно, что ЕГЭ сделает вузы Санкт-Петербурга и Москвы более доступными для ребят из провинции. Честно говоря, жители столиц этим обстоятельством не очень довольны. Москвичи, которые уже начали участвовать в эксперименте, признают: "Нам будет хуже". Но для формирования интеллектуальной элиты страны нужно, чтобы лучшие вузы - а это прежде всего вузы двух столиц - стали доступны всем. Кстати, в советские времена 75 процентов студентов были из провинции, и только в последние годы пропорции изменились.
К тому же ЕГЭ позволит уравнять оценки во всех регионах, чтобы "пятерки" в Санкт-Петербурге и Таганроге обозначали один и тот же уровень знаний. Между прочим, мы сделали любопытное наблюдение: 17 процентов ребят, сдававших ЕГЭ, повысили свои результаты по сравнению со школьными баллами. Объясняется это просто: в школах нередко оценки ставят за поведение, а не за знания. И дети пишут нам потом: "Мне бы Марья Ивановна ни за что не поставила бы "четверку".
Наконец, нужно ограничить произвол вузов при организации вступительных испытаний. Ведь в университетах не скрывают: к ним можно поступить только после их же подготовительных курсов. Но ректоры вузов, которые приняли участие в эксперименте, говорят, что теперь летом отдыхают от звонков влиятельных знакомых. Да и директора сильных школ довольны - у них появилась возможность открытой конкуренции. Ведь результаты единых государственных экзаменов позволяют сравнивать качество образования в разных учебных заведениях.
- Но смогут ли наши учителя подготовить детей к сдаче тестов? Ведь для этого необходимо владеть особыми методиками?
- Как показал опыт, года активной работы вполне достаточно, чтобы подготовить педагогов. Мы начинаем эту работу, если получаем две заявки - от руководителя региона и от совета ректоров.
- А вот учителя говорят, что подготовка к сдаче ЕГЭ не имеет ничего общего с развитием творческих способностей ребенка.
- А сегодня на вступительном экзамене по математике в Государственном университете что проверяется - познавательные способности или знание этой самой математики? Так что давайте не будем лукавить: существующие сейчас вступительные испытания проверяют именно знание предмета. Может быть, нужно просто ввести дополнительно систему так называемого портфолио - пакета творческих достижений учащихся.
- Кто конкретно разрабатывает содержание единых государственных экзаменов? Педагоги говорят, что это не специалисты, а какие-то враги наших детей...
- Во-первых, фамилии некоторых авторов мы никогда не сделаем публичными из соображений безопасности: слишком много желающих торговать готовыми пакетами заданий. А во-вторых, критиковать нужно конструктивно: пусть ваши педагоги подготовят конкретные предложения. Что же касается содержания, то я могу сказать о математике. Я каждый год беру тесты по этому предмету и набираю за час 70 баллов - это "пятерка". Да, я доктор физико-математических наук, но ведь я часть школьных формул не помню, и мне приходится их выводить.
- Какой смысл в единых государственных экзаменах, если большинство вузов будут вводить свои дополнительные испытания?
- Действительно, ректоры говорят: дайте нам право на один дополнительный экзамен, и мы решим все свои проблемы. Но на самом деле существует мировая практика: ведущие вузы проводят дополнительные испытания. В этом году мы начнем отрабатывать такую систему в трех московских вузах. Однако не следует думать, что так будет во всех вузах и на всех специальностях. Право на дополнительные испытания коснется максимум 15 вузов в стране.
- Не получится ли так, что петербургские вузы все равно найдут возможность уклониться от единых государственных экзаменов?
- По завершении эксперимента все вузы обязаны перейти на новую систему приема абитуриентов. И приказа министра образования Российской Федерации будет вполне достаточно.