СМЕРТЬ ЛЕГЕНДАРНОГО ЗЕЛИМХАНА

Девяносто лет назад, в конце сентября 1913 года, в Петербург из Чечни пришло по телеграфу краткое известие, которого власти ждали многие годы: убит знаменитый кавказский разбойник Зелимхан Гуммазакаев. Его называли "легендарным бандитом ХХ века", "полумифическим разбойником".

ГРОЗА И ГОРДОСТЬ КАВКАЗА "Убит абрек, вокруг имени которого создалась грандиозная кровавая легенда, который в течение десяти лет наводил трепет на Чечню и Дагестан, - писала на следующий день одна из петербургских газет. - Зелимхан - разбойник, окруженный ореолом кровавой славы, гроза и гордость Кавказа. Бандит, кровавые похождения которого похожи на средневековые легенды. Имя, которое известно на Кавказе всем, даже маленьким детям". На его совести было около полутора сотен убийств. С шайкой отчаянных головорезов он совершал нападения не только на хутора и отдельных путников, но не боялся вступать и в прямые схватки со властью. На его счету были нападения на вокзал в Грозном, ограбление среди бела дня казначейства в Кизляре и другие преступления. За голову Зелимхана давно была назначена награда в 18 тысяч рублей. Десять лет русская администрация на Кавказе вела с ним борьбу, но он оставался неуловимым. Ни поймать, ни даже убить Зелимхана не могли. Не раз его окружали, но он каждый раз уходил от преследователей. Вокруг его имени складывались легенды. Говорили, что пули его не берут, будто бы он их заговаривает. И все-таки погоня кончилась. Офицер конного дагестанского полка Кибаров со своим отрядом в двадцать человек 6-й сотни Дагестанского полка 25 сентября 1913 года в семи верстах от Шали окружил хутор, в котором находился Зелимхан. В результате короткого, но жестокого боя бандит был убит. Поговаривали, что Зелимхана предали его братья-соучастники, недовольные тем, что тот в последнее время притих и тем самым лишил их заработка. КНЯЗЬЯ-БРОДЯГИ Деятельность самых известных кавказских абреков, в том числе и Зелимхана Гуммазакаева, пришлась на второе десятилетие ХХ века. Хотя после тяжелой и кровопролитной Кавказской войны прошло уже почти полвека, до "замирения" было еще далеко. По словам историка Владимира Бобровникова, становление "абречества" относится именно к периоду Кавказской войны, хотя Кавказ всегда считался "разбойничьим гнездом". По словам русских авторов тех времен, кавказские горцы вообще только и занимались набегами, грабежами и убийствами. Считается, что слово "абрек" происходит от иранского слова, обозначавшего "бродяга, грабитель". У кавказских горцев этот термин стал обозначать князя или дворянина, изгнанного из общества за проступок или преступление. В русском же языке "абрек" стал символом любого "немирного горца". После же русского завоевания Кавказа абречество стало не только формой разбоя, но и своего рода национальной защитной реакцией против "российского господства". Самими горцами оно воспринималось как продолжение удальства или "хищничества" местных джигитов. В бою абреки часто впадали в амок, что роднит их со скандинавскими берсерками. На рубеже XIX - ХХ веков абречество временно стихает, но во время первой русской революции, отозвавшейся и на Кавказе, оно снова разгорается. Но всему Кавказу бродили шайки, нападавшие на богатых и на представителей властей. К началу Первой мировой войны властям удалось истребить вожаков разбойников, и Кавказ снова был замирен. Однако, как оказалось, ненадолго. Во время гражданской войны на Кавказе снова хозяйничали отряды горцев, и советской власти удалось победить, только склонив на свою сторону большинство главарей этих разбойничьих шаек. Правда, и в 1920-х, и в 1930-х годах в горах нет-нет да и появлялись банды горцев, поэтому властям приходилось держать на Кавказе в постоянной готовности определенное количество войск. Когда в конце войны многие кавказские народы подверглись депортации, отряды НКВД действовали очень жестоко, подавив всякое сопротивление. Кавказ в очередной раз "замирили", но нанесли тем самым такую тяжелую национальную рану. В этом одна из причин того, что чуть больше десяти лет назад абречество в Чечне возродилось едва ли не в самых своих худших формах. Гуммазакаева никогда не забывали в Чечне, причем многие пытались использовать его имя в своих целях. После революции Зелимхана представляли как "борца за счастье трудового народа", сражавшегося с ненавистным царским самодержавием, "чеченского Робин Гуда". К примеру, в 1967 году вышел роман "Зелимхан" классика современной чеченской литературы Магомета Мамакаева. В нем абрек представал благородным разбойником. И по сей день многие чеченцы гордятся Зелимханом, которого мы бы сегодня назвали террористом.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.