CВЯТАЯ ДУША
Знаменитая российская актриса Инна Чурикова готовится отметить юбилей
Когда на последней церемонии вручение призов "ТЭФИ" объявили номинантов в разделе "Лучшая женская роль", то вряд ли кто-нибудь сомневался в том, что награду получит Инна Чурикова за блистательно сыгранную роль генеральши Епанчиной в "Идиоте". Таких наград за долгую и удачную карьеру Инны Михайловны было немало. Ее давно и справедливо называют "звездой отечественного театра и кино". Хотя менее всего это звание подходит ей как человеку, отмеченному светом доброты и духовности. При этом Чурикова была и остается лицедеем до кончиков ногтей. Она - королева эпизода и царица главной роли. Помню, как в спектакле Марка Захарова "Тиль" она играла сразу три роли. И было в них нечто единое, что не назовешь словами, но то, о чем мечтает каждый мужчина, - неизбывная женственность. Недаром в "Военно-полевом романе" Тодоровского Чурикова смогла оказаться обаятельней и человечней такой записной красавицы, как Андрейченко. За что и получила приз на Берлинском кинофестивале.
Чурикова может быть на экране и глупой деревенской дурехой, и мэром города, и провинциальной учительницей, и героиней французского народа, и простой ткачихой, и герцогиней, и властной хозяйкой фабрик и заводов. И даже - Бабой-ягой. Вы никогда не спутаете ее ни с кем. "Лица не общим выражением" эта удивительная женщина отличалась всегда.
Ей повезло дважды. Первый раз, когда она встретила в своей жизни Глеба Панфилова. Иной скажет: мол, каждой бы актрисе иметь такого мужа-режиссера! Отвечу: каждому мужу-режиссеру иметь бы такую жену и актрису. Ведь именно ради него Инна Михайловна отказалась играть Александру Федоровну в фильме "Романовы. Венценосная семья". Таково было требование зарубежных продюсеров. Не каждая актриса в нашем Отечестве может пожертвовать ролью.
Второй счастливой встречей оказалась встреча с Марком Захаровым и его "Ленкомом", на подмостках которого Инна Чурикова блистала и блистает. Думаю, что Марк Анатольевич со вполне очевидным умыслом иной раз так организует свои спектакли, чтобы появление Чуриковой становилось ее триумфом. Так было в "Оптимистической трагедии". Так было и в "Варваре и Еретике", когда Бабуленька-Чурикова появляется в финале первого действия во главе целой процессии. Гром аплодисментов всегда сопровождает это антре любимой актрисы. Так - на сцене, а в жизни ее редко встретишь на тусовках и банкетах. Не любит Инна Михайловна тщеславной суеты. Но любит, когда ее уважают и ценят. И это не кажется несправедливым, ибо она заслужила такое отношение своим трудом и талантом.
Ее безудержная человечность проглядывается в каждой роли, даже если Чурикова играет женщин властных и жестоких. Ее Васса Железнова страдала от любви к непутевым членам своей семьи, а ее Жанне Д,Арк в "Начале" было страшно. Эта роль стала целой драмой в жизни актрисы. Был написан сценарий, но картина так и не состоялась. Далее последовала железная и искренняя в своей романтической вере Уварова в "Прошу слова". А затем на полку легла "Тема". Все это - из жизни внешне удачливой и счастливой женщины и актрисы.
Разгадать феномен Инны Чуриковой - значит понять, как профессорская дочка могла так беззаветно и искренне превратиться в наивную Таню Теткину и простоватую Пашу Строганову. Это вряд ли объяснишь словами. Даже если вы лично познакомитесь с Инной Михайловной, то вряд ли до конца поймете, что скрыто за ее неспешной походкой, чуть сутулой фигурой и приветливой улыбкой. Впрочем, я, кажется, знаю ответ. Однажды во времена гастролей "Ленкома" в Петербурге услышал, как кто-то говорил о Чуриковой за кулисами: "Душа театра". Наверное, так оно и есть. Только почему-то очень хочется добавить к этому слову еще одно - "cвятая".