БЕЗ НАУКИ НЕТ ОБРАЗОВАНИЯ
Такой тезис кажется очевидным. Но от этого проблема интеграции науки и образования не становится менее злободневной. Поэтому более 200 ученых, академиков, руководителей научно-исследовательских центров и преподавателей вузов России, стран СНГ, Европы, Америки и Азии сочли необходимым принять участие в Международном форуме "Интеграция науки и образования в XXI веке". Форум состоялся по инициативе кафедры ЮНЕСКО "Дистанционное инженерное образование" Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП) в рамках празднования 300-летия Санкт-Петербурга.
ГОЛОС УЧЕНЫХ БУДЕТ УСЛЫШАН
О том, насколько актуальна заявленная проблема, можно судить по списку весьма солидных организаций, поддержавших конференцию: ЮНЕСКО, Министерство образования РФ, Международная академия наук высшей школы, Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и другие. Созданная в нашей стране сеть международных кафедр-центров ЮНЕСКО активно содействует такой интеграции в России. Более того, она устанавливает партнерство с промышленностью, с экономической и социальной сферой. Сейчас в эту сеть входят 38 вузов и НИИ не только Петербурга и Москвы, но и Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока. В Петербурге с ЮНЕСКО наиболее активно работает Университет аэрокосмического приборостроения.
Ректоры вузов признают, что сотрудничество с ЮНЕСКО выгодно и полезно. Дело не в деньгах: гранты довольно скромны, но зато брэнд этой международной организации позволяет привлечь к инвестированию различных проектов российские и зарубежные фонды. Даже наше Министерство образования соглашается выделять средства, если в "группе поддержки" того или иного мероприятия видит ЮНЕСКО. Эта организация определяет моду в мире науки и образования, и к ее мнению прислушиваются, решая, поддержать ли новый проект.
В то же время именно здесь аккумулируется сегодня наиболее интересный опыт в сфере образования и науки. Поэтому такие форумы, как "Интеграция науки и образования в XXI веке", позволяют научной и университетской общественности влиять на изменения, которые происходят в данных областях. На круглых столах обсуждались проблемы привлечения инвестиций и интеллектуального капитала в науку и образование, критерии оценки качества образования и использование информационных и коммуникационных технологий для повышения качества образования. "Эти встречи помогают и университетам, и нашим правительствам вырабатывать правильную, эффективную политику", - убежден начальник сектора департамента высшего образования ЮНЕСКО Дмитрий Беридзе.
БЕЗ НАУКИ НЕ ВЫЖИТЬ. НИ ВУЗУ, НИ СТРАНЕ
"Нашу эпоху можно назвать эпохой убыстряющихся скоростей. Идут постоянные, причем фундаментальные прорывы в науке и технике, невероятно быстро устаревают полученные знания, все стремительнее меняется рынок труда. И в условиях резко обостряющейся конкуренции уже становится вопросом выживания самая тесная интеграция науки и образования, быстрейшее претворение научных достижений в жизнь и подготовка научно грамотного молодого поколения. Кстати, очень показательно, что во многих странах, в том числе и в России, наука все более перемещается из научно-исследовательских институтов в высшие учебные заведения", - говорит национальный координатор кафедр ЮНЕСКО России профессор Николай Канаев.
Участники форума убеждены, что сотрудничество науки и образования позволяет более эффективно использовать материально-технические и кадровые возможности, быстрее реализовать научные открытия и готовить специалистов не вчерашнего, а завтрашнего дня - разговор об интеграции имеет самое непосредственное отношение к актуальной нынче теме рынка труда.
- В вузе не может быть знаний без науки, - убежден председатель комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга Александр Викторов. - Но в России есть своя специфика: в нашей стране исследования ведутся не только в вузах, но и в академических, отраслевых научных организациях, а интегратором науки и образования является преподаватель: он занимается исследованиями, получает новые знания и затем читает студентам лекции. Я предложил бы лозунг об интеграции заменить другим: "Университеты - центры науки и образования".
В пример мой собеседник приводит Финляндию, где одной из миссий университетов объявлена ответственность за научно-техническое и социальное развитие региона. Финляндия сделала ставку на наукоемкие технологии, каждый год увеличивая финансирование. Сейчас Финляндия на втором месте в мире по тому, сколько процентов бюджета выделяется на науку. Шесть лет подобной политики, и в прошлом году независимые эксперты признали экономику Финляндии самой конкурентоспособной в мире.
- В Финляндии, как практически и во всем мире, нет академических институтов - наукой занимаются университеты, - объясняет Викторов. - И рядом с университетами строятся корпуса таких компаний, как Nokia. Преподаватель читает лекцию и идет работать в исследовательский корпус. Именно здесь научные знания генерируются в реальность.
ФИЗИКОМ БЫТЬ МОДНО
На конференции шла речь и о сотрудничестве между учебными заведениями и научными организациями разных стран. "Уровень наших специалистов в сфере высшего образования не слабее, а подчас и лучше, чем у европейских и американских коллег, - говорит ректор ГУАП, профессор Анатолий Оводенко. - Обсуждая профессиональные проблемы, мы говорим на одном языке. Более того, они приходят в восторг от технологий, которые видят в нашем университете".
Один из примеров готовности иностранцев сотрудничать с петербургскими вузами - подписанный в дни форума план совместной деятельности на 2004 год между Санкт-Петербургским государственным университетом аэрокосмического приборостроения и Государственным университетом штата Индиана (США). В этом плане - российско-американский семинар, предполагающий стажировку студентов и работу преподавателей в вузах-партнерах, создание виртуальной лаборатории, где студенты, аспиранты и преподаватели смогут вместе трудиться над реализацией научного проекта. Предполагается также сотрудничество в области дистантного образования. Например, питерские студенты, посмотрев цикл видеолекций американского профессора, смогут во время видеоконференции задать ему все возникшие у них вопросы. Для такого виртуального общения будет использоваться программное обеспечение, разработанное специалистами ГУАП.
Студенты и аспиранты принимали участие и в международной конференции. По мнению ректора ГУАП Анатолия Оводенко, возможность собрать вместе несколько поколений ученых имеет огромное значение: "У ребят, которые не мыслят себя вне российской науки, в эти дни появился уникальный шанс общаться с патриархами отечественной и мировой науки, вместе обсуждать актуальные научные проблемы. Эта традиция, если хотите, возвращает нас к тому времени, когда модно было быть физиком, когда технические специальности считались самыми престижными".