ПЕРВЫЕ ВЫПЛАТЫ ПО "АВТОГРАЖДАНКЕ"
Страховые компании начали производить первые выплаты по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО). За три месяца, прошедшие с момента вступления в силу федерального закона об ОСАГО, страховая компания "Росгосстрах-Северо-Запад" выплатила 456 тысяч рублей по авариям, виновником которых стали клиенты страховщика.
Это значит - закон работает, работает вопреки разговорам о его несостоятельности и ненужности в масштабах страны. Однако в сентябре ситуация вокруг этого документа обострилась. На волне предвыборного популизма депутаты Госдумы внесли в парламент 9 законопроектов, согласно которым закон об ОСАГО следует либо приостановить, либо изменить или вообще отменить.
Понятно, что отмена закона приведет к серьезным негативным последствиям.
В первую очередь, недовольны будут автовладельцы, которые уже купили страховку. А таких в России, по оценкам Всероссийского союза страховщиков, больше 10 процентов. Всего с 1 июля было продано 3,5 миллиона полисов "автогражданки".
Возможно, проблема заключается в том, что не все еще понимают смысл такого страхования. Во-первых, полис "автогражданки" защищает финансовые интересы автомобилистов, которые могут стать виновниками ДТП и которым придется оплачивать убытки пострадавшей стороне из собственного кармана. Во-вторых, закон защищает интересы пассажиров и пешеходов - людей, которые не имеют автомобиля, но тоже могут попасть в аварию или под колеса машины. Им также полагается компенсация, которую выплатит страховая компания, если ответственность виновника ДТП была застрахована.
Есть весьма распространенное мнение о том, что продажа полиса выгодна только самим страховым компаниям, тогда как, на самом деле, страховщики не рассчитывают на большие прибыли от продажи полисов "автогражданки". Это убыточный вид страхования, но страховщики надеются, что внедрение этого закона в силу его обязательности повысит страховую культуру широких масс населения, поэтому крупные компании рассматривают автовладельцев как потенциальных клиентов по другим видам страхования. А это значит, что для компаний главное - качественное обслуживание клиентов и урегулирование убытков. Чтобы владелец машины застраховал сначала "автогражданку" в обязательном порядке, а потом задумался о страховании собственного имущества: машины от ущерба, квартиры, дачи, своей жизни и здоровья.
В конце года ожидается большой поток клиентов по страхованию автогражданской ответственности, поскольку с 1 января инспекторы ГИБДД начнут штрафовать автомобилистов за отсутствие полиса.
Учитывая это, страховые компании активно готовятся к увеличению числа обращений уже сейчас. "Росгосстрах-Северо-Запад" завершил формирование филиальной сети компании, открывает новые точки продаж и создает дополнительные центры урегулирования убытков для грамотного и оперативного обслуживания клиентов. С 1 октября полисы ОСАГО "Росгосстрах-Северо-Запад" будут продаваться в пунктах приема платежей "Петроэлектросбыта". До конца года в Петербурге и Ленинградской области будет открыто еще 5 центров по урегулированию убытков в дополнение к трем уже существующим.
"Конечно, маловероятно, что закон отменят, - слишком долго его готовили, - говорит Татьяна Никитина. - Но ведь дело не в законе, а в том, что, садясь за руль, вы можете попасть в аварию, даже если вы водитель с 20-летним стажем".