ПЕТР И ЕФИМ ЗДЕСЬ БЫЛИ
ПЕТР - БЛАГОДЕТЕЛЬ <br><br>Летопись ефимовцев ведется с 1811 года. А назван поселок в честь первопоселенца крестьянина Ефимова (некоторые считают, что Ефима), принимавшего участие в строительстве шлюзов Тихвинской водной системы ("НВ" уже писало об этих гидротехнических сооружениях - см. № 176 от 17 сентября 2003 года "Петровский путь из Волги в Ладогу"). По преданию, сам царь Петр освободил Ефимова от крепостной зависимости за "ударный труд" и наделил его землей.
Про Петра тут ходит много баек, но в основном на один лад. Пахал крестьянин землю, а была гроза, и лошадь громом убило. Сел мужик на землю и заплакал. А мимо Петр ехал. Увидел - мужик плачет и послал кого-то узнать, в чем дело. Возвращается к нему офицер и докладывает: так, мол, и так, лошадь-кормилицу убило. Петр вошел в положение и пожертвовал крестьянину золотой. На который тот купил... пять лошадей.
Так что поселок этот изначально был не господский - здесь жили вольные крестьяне. Но земля эта, конечно же, намного древнее.
ТАИНСТВЕННОЕ ОЗЕРО
В этих краях есть загадочное Окулово озеро. Время от времени оно уходит. А потом, через пару-тройку лет, возвращается, причем вместе с рыбой. И не с мальками, а со здоровенными щуками. Некоторое время тут с удовольствием ловят рыбу, привыкают к тому, что озеро "опять с нами". Но проходит несколько лет - и озеро исчезает опять.
Причину такого странного явления можно объяснить и с научной точки зрения. Окулово озеро может быть соединено подземной протокой с Ладожским озером. Уровень воды в котором, в свою очередь, как известно, часто меняется. Вот и в этом году была затруднена навигация из-за низкой воды. Но то, что для огромной Ладоги - мелочь, для маленького лесного озера может быть гибелью. Ну или не гибелью, а временной комой: рыба вместе с водой на дальний кордон ушла.
Так что научное объяснение найти можно. Но очень не хочется - уж больно эти края таинственные. Хуже другое. Во время советской власти проводили мелиорацию - спустили два озера. Полей на этом месте и тучных пастбищ не было и нет - земля бедная.
Местные жители мечтают озера эти возродить. Но для этого нужны деньги... Да что далеко ходить: в наши дни строили дорогу и не проложили дренажную трубу. Сэкономили или украли. А уходит от этого еще одно озеро. И это уж вряд ли вернется.
ЛЕСНОЙ ЧЕЛОВЕК
Живет в этих краях человек в лесу. Отшельник не отшельник. Вроде как Диоген, от общества удалился. Но обетов никаких на себя не принял: говорят, женщин любит - и не без взаимности. А живет он так. Все лето собирает ягоды, давит из них сок. Разливает сок по бидонам и хранит их в незамерзающем болоте. Весь год этими соками и питается. И вроде как есть у него пособие по безработице. Во всяком случае, иногда в магазин выбирается, покупает что надо из вещей.
Когда мы, журналисты, были в Ефимовском, то хотели, конечно, встретиться с этим "лесным человеком". Нам даже обещала местная власть эту встречу устроить. Но - не захотел сам "лесной человек". Не сказал даже почему. Хотя догадаться, конечно, можно. Не всякому приятно, когда на него толпа народу с телекамерами и фотоаппаратами пялится. Так мы и не познакомились. Спрашиваем: что за человек, расскажите. Отвечают: не знаем. Вроде вепс.
ВЕПСЫ
В бывшем Ефимовском районе много вепсских деревень. Сегодня эти вепсы в основном обрусевшие. Вроде как живущие рядом русские. Но что-то осталось. И проявляется неожиданно. Разговариваешь с председателем местного самоуправления, охотником, продавцом в магазине. И вдруг понимаешь: это вепс.
Русские про них говорят мало и с оглядкой. Говорят, что все они колдуны. Говорят, что вот, хороший народ, работящий (хотя и пьют как русские) - совсем как мы. И вдруг глянет своими голубыми, почти белыми глазами - мороз по коже. "Почему? Страшно?" - "Да нет - так..."
НОВАЯ ДЕРЕВНЯ
Боброзеро, поселок лесорубов. Все дороги, все подъезды к нему разбиты лесовозами, так что, добираясь, не раз помянешь и черта, и бога, и всех апостолов поименно. Приезжаем затемно. Неожиданно - ярко освещенное здание. "Что это?" - "Ах это... Это подстанция "Ленэнерго".
Еще один поворот - и вот стоят новые ладные домики. Турбаза? Не совсем. Домики - охотничьи. Тут в сезон такая охота на медведя! Берут зверя на овсах. А домики принадлежат Михаилу Кротову - он, кстати, работает на той самой подстанции. Теперь в народе так их и называют: "Деревня Кротово". Еще одно название - такое же начало поселения, как от Ефимова. Традиция. Первому домику уже лет 10, а стоит он как новенький, даже смола, кажется, сочится из бревен. "Как ему это удается?" - "Да слово, наверное, знает. Он же вепс..."
Немногословный светловолосый Михаил, охотник. Говорит, что сперва построил домик для того, чтобы на берегу Боброзера (ну бобры тут, в этом озере, живут - отсюда и название) принимать в гости своих близких друзей - тоже охотников. Потом друзья стали привозить с собой своих друзей и друзей друзей. Теперь даже договоров несколько заключено с турфирмами. "С какими?" - "Неважно. Нам реклама не нужна. Кому надо - тот знает".
ЧТОБ Я ТАК ЖИЛ!
Вот так и живут здесь. По-разному, конечно, живут. Но кто хочет работать - работает. А кто нет - получает свое пособие, ходит в лес за ягодами, за грибами (в этом году урожай был), за лекарственными травами.
Впрочем, тут издревле землепашеством не занимались - земля бедная. Разве что сеяли понемногу на делянках. Овес растет - на овсах тут всегда и охотились на медведя. Рыбу ловили - а рыбы здесь очень много. Когда-то олени были, но перестал расти ягель, и олени ушли на север. Зато появились кабаны и - очень много волков.
Благодатный край. Здесь бы дороги построить да запретить по ним лес возить. И связь провести. Хотя, может быть, так сейчас и лучше. Не всякий приедет, доберется - только тот, кому очень нужно.