ПРИЗВАНИЕ РЮРИКА ПЕТРОВИЧА

...От Петрозаводска до Шелтозера - 84 км на юг, вдоль берега Онежского озера. Еще через 30 км - граница Республики Карелии и Ленинградской области. Везет нас автобус Петрозаводск - Вознесенье - Вытегра, везет неспешно, поскольку с дорогами здесь, мягко говоря, плохо.

Обычный осенний северный пейзаж: желто-зеленые леса, уходящие за горизонт, легкое марево над узкой полоской залива Онеги. Обычная осенняя хлябь, грязь и дождь. Ряды серых изб вдоль шоссе, два магазина - один с ностальгической вывеской "Хозтовары", другой - с прагматичным именем "Магазин". Это обыкновенное (на первый взгляд) село Шелтозеро. Обыкновенное, да не совсем. Село образовалось в результате объединения многочисленных вепсских деревенек, раскиданных по берегам речки Шелтозерки, некогда бывшей, как свидетельствуют старинные фотографии и топографические приметы, вполне даже рекой. Особенно по весне. Сегодня Шелтозеро - административный центр Вепсской национальной волости, охватывающей ряд поселений на западном берегу Онеги. Здесь, в стороне от шоссе, еще сохранились могучие вепсские избы. Резные причелины и витиеватые наличники - вовсе не редкость, а светловолосые голубоглазые люди разговаривают на своем собственном - вепсском - языке. Один из них - краевед, историк и основатель вепсского этнографического музея, коренной вепс Рюрик Петрович Лонин. Рюрик Петрович начал собирать свою коллекцию в конце 50-х годов прошлого века. Для начала он бросил клич в местном радиоэфире, призывая всех, у кого в сараях еще остались старинные предметы быта и культа, нести их к нему в дом. И будущие экспонаты потекли - сначала ручейком, потом рекой. Энтузиасту повезло: жена отнеслась с пониманием, хотя каждый свободный уголок был завален антиквариатом сомнительной (как тогда казалось) эстетической ценности. Вскоре удалось убедить администрацию района в необходимости выделить помещение под музей. И после бюрократических мытарств Рюрику Петровичу дали две комнаты на первом этаже шелтозерской библиотеки. Новый хозяин собственноручно изготовил все витрины и стенды, и вскоре музей был торжественно открыт. Но прошло время, и стало понятно: двух комнат для постоянно растущей коллекции мало. И тогда Рюрик Петрович стал искать новое помещение. В начале 90-х он услышал, что в деревню приехали ученые из государственного музея-заповедника Кижи с целью разобрать и увезти на свой остров старинный деревянный дом купца Мелькина, плачевным своим состоянием давно наводивший уныние. Вепсская смекалка сработала в верном направлении: несколько постановлений Совета по культуре, и кижские мастера были подряжены реставрировать дом на месте. После чего туда переехала вся коллекция Рюрика Петровича. Давайте пройдемся по залам музея. Только осторожно: в традиционных вепсских избах очень низкие двери, о чем красноречиво свидетельствует моя новая шишка. Первый зал рассказывает о доме, в котором располагается музей. Это интереснейший образчик традиционной вепсской жилой архитектуры. Главная особенность таких зданий - в расположении жилой и хозяйственной частей. Это так называемая "Т-образная связь", при которой сама изба ставилась главным, "красным" фасадом вдоль улицы, а крытый хозяйственный двор прирубался с другой стороны, перпендикулярно. Соединяет две части усадьбы дощатый "уук", аналогичный русским сеням и отличающийся от них обособленностью от обеих частей постройки. Дом был построен в начале XIX века зажиточным купцом Мелькиным, происходившим из знатного обрусевшего вепсского рода. Сотрудники музея улыбаются: "Вепсы строили Петербург". И это не шутка. Мелькин по поручению Николая I разрабатывал проект каменного Аничкова моста и реконструкции Красного моста. В качестве подрядчика выполнял многие заказы на отделочные работы в богатых петербургских особняках. Кстати, о традиционных занятиях вепсов, среди которых и поныне остается добыча ценных пород отделочного камня, рассказывает следующий зал. Издревле вепсы славятся своим мастерством в обработке дерева и камня. Это и не мудрено: земли, где на протяжении веков развивалась национальная культура вепсов, и поныне представляют собой бескрайние леса на ледниковых скалах. В непосредственной близости от Шелтозера, в деревнях Шокша, Рыбрека, Каскесручей, находятся старинные каменоломни, где с древних времен да и по сей день добывают ценные породы отделочного камня. Белым и красным карельским мрамором облицована добрая половина центра Петербурга, шокшинским габбро-диабазом вымощена Красная площадь в Москве, из онежского малинового кварцита сработана гробница Наполеона Бонапарта... Тут же установлен стенд с охотничьими принадлежностями. Привлекает внимание небольшая замысловатая "штучка", выпиленная из карельской березы. Подпись гласит, что это - карта побережья Онежского озера. Третий зал представляет реконструкцию интерьера вепсской избы. На первый взгляд помещение изнутри мало чем отличается от избы русской. Те же лавки-воронцы, та же матица поперек потолка, те же низкие двери и огромная печь. Стол, поставленный вдоль плах пола, иконы в красном углу. Однако разница есть, и продиктована она прежде всего различиями в восприятии мира. Навязанное вепсам в середине второго тысячелетия православие так и не смогло полностью изжить древние языческие верования. Окна в избе затянуты красными полотнищами - красный цвет считался у вепсов магическим и оборонял дом от нашествия нечистых. И сегодня на свадьбу могут не пригласить священника, а вот колдун должен присутствовать непременно. Иначе - беда: злые духи родом из древнего Приладожья не дадут молодоженам жить спокойно. В музейном помещении, посвященном религиозным воззрениям вепсов, рядом с христианскими реликвиями выставлены предметы колдовского быта: сучковатый посох, челюсть тотемной щуки, пучки волшебных трав. Колдун в вепсском понимании - это не просто иллюзионист. Это человек, знающий язык окружающего мира и умеющий находить с ним компромисс. Кстати, в вепсских селах одной из самых почетных профессий был пастух: любой человек, занимающийся выпасом скота, обязан быть хоть немножко колдуном, иначе как уберечь стадо от лесных и полевых напастей, да и кто тебе доверит свою корову?.. За домом Мелькина стоит еще одна изба - попроще да и поменьше. Посовременней, одним словом. В ней располагается выставка, посвященная вепсскому партизанскому движению времен Великой Отечественной. Но современное Шелтозеро - это уже совсем другая история.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.