ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ МОЛОДОГО ГОРОДА
Город Волхов в конце года отмечает свое 70-летие. Конечно, судя по дате, на берегу древнего Волхова город с одноименным названием вырос совсем недавно. Однако эта цифра обманчива. Ибо первые люди поселились невдалеке от наиболее опасных на реке участков - порогов - еще... Нет, не сто лет назад и даже не тысячу, а в каменном веке! А вообще-то подобных "обманок" в Волхове так много, что можно подумать, он их нарочно коллекционирует.
ГОРШКИ, КОСТИ И КАМНИ
На территории деревни Шкурина Горка, что на берегу реки Волхов, под средневековыми напластованиями был обнаружен культурный слой в 70 см - это поселение древних рыболовов и охотников эпохи раннего металла второго тысячелетия до н. э.
Черепки горшков, украшенных богатым орнаментом, кости рыб и животных, орудия труда, капелька бронзы и шлак, терочный камень красноречиво повествуют о том, как жили и чем занимались в Поволховье люди около пяти тысяч лет назад. Это уникальное открытие было сделано в 1997 году археологической экспедицией по руководством С. Л. Кузьмина. Причем это единственное поселение на Северо-Западе, которое археологи нашли практически неповрежденным.
ГРОЗНЫЕ ПОРОГИ
После строительства ГЭС скрылись под водой знаменитые грозные пороги, которые заставляли в свое время останавливаться здесь всех путешественников.
Об этом повествуют исторические документы. "Здесь река полна полноводных и видимых глазом из воды камней, несмотря на то что фарватер ее достигает сажени глубины. Поэтому весь караван судов перед названным порогом вытаскивается на берег с большими трудами и при помощи порядочного числа рабочих людей".
Рядом с Ладогой - первым торговым и военно-политическим центром Древней Руси - на крутых волховских берегах в VIII-IX веках возникли большие поселения. Они играли важную роль в движении торговых караванов и отрядов воинов из Прибалтики и Скандинавии в далекие страны Востока и Византийскую империю.
Итак, Волхов был крупной транспортной магистралью. То, что здесь проходили важнейшие торговые пути древности "из варяг в греки" и "из варяг в арабы", не просто "обманка". Ибо находка на южной окраине деревни Новые Дубовики (сегодня она входит в черту города) арабской монеты - дирхема, чеканенного в 746-747 годах, - подтверждает участие жителей в торговле с Востоком. О широте этих связей свидетельствуют фризский гребень и бронзовая бутылковидная подвеска, характерная для финно-угорского населения Волго-Окского междуречья, бусы из стекла и кусочки янтаря.
Любопытно, что мощь власти социальной верхушки поселков получила материальное воплощение в... курганах-сопках. Исследования показали, что эти захоронения принадлежат современникам князя Олега, прозванного Вещим. В сопках захоронены "нарочитые мужи" - представители знатных и богатых родов, "державших" пороги. И это вовсе не "обманка".
Около 10 таких сопок существовало в районе поселения Новые Дубовики, но сохранилась сейчас только одна. В утерянной самой монументальной сопке Поволховья известный русский археолог Н.Е. Бранденбург в 1886 году предпринял раскопки. Здесь был обнаружен грунтовый могильник с захоронениями по обряду трупоположения. Погребения сопровождались типичными древнерусскими вещами XI-XII веков: стеклянными бусами, бронзовыми украшениями, железными ножами. Эти находки говорят о зажиточности людей, захороненных в сопках, о знатности и богатстве их рода. Ибо одна такая ниточка бус стоила в то время несколько сотен шкурок белки (!).
ЗАГАДОЧНАЯ ЗВАНКА
В средние же века Волхов связывал центр Руси с ее северными и северо-западными окраинами. В начале XX века недалеко от большой волховской деревушки Званка пролегла железная дорога Петербург - Вологда и возникла станция с таким же названием. Вот и еще две "обманки" - версии, объясняющие название поселка.
Обе версии придерживаются одного происхождения Званки от слова "звать". Но на этом их сходство заканчивается. Одна версия обращается к знаменитым грозным порогам - лоцманы звали, зазывали корабли при прохождении через пороги.
Вторая версия реки вообще не касается - в этом месте зазывали купцов на ярмарку в Старую Ладогу. Кстати, водонапорная башня того времени сохранилась у железнодорожного вокзала и действует по сей день, как бы между прочим напоминая о загадочной Званке.
СТРОЕНИЯ-ПЕРВЕНЦЫ
Дальнейшее развитие истории края можно обозначить следующими строениями-первенцами. Это строительство первых в России гидроэлектростанции (Волховской ГЭС) в 1926 году и алюминиевого завода в 1932-м. Поселки гидроэнергетиков и алюминщиков и ближайшие деревни 27 декабря 1933 года указом ВЦИК были объединены в город Волховстрой, в 1940 году переименованный в Волхов.
А вот еще "обманка" - условное разделение города на Волхов-I и Волхов-II. Если первый Волхов считается городом железнодорожников, здесь преобладают деревянные строения 20-30-х годов, то второй Волхов - город металлургов с более монументальными постройками.
Значение Волхова, так и не впустившего врага в годы Великой Отечественной, для обороны и жизнеобеспечения Ленинграда неоценимо. Волховский железнодорожный узел был важным звеном в Дороге жизни, по которой шли эшелоны с продовольствием, боеприпасами и эвакуированными людьми. А сохранившаяся Волховская ГЭС прорвала блокаду Ленинграда, являясь единственным источником электроэнергии.
ВОЛХОВ СЕГОДНЯ
Вообще, Волхов очень интересен со стороны советского периода. Ибо здесь сохранены предприятия того времени, и они не просто продолжают действовать, а формируют экономику города по сей день.
Два градообразующих предприятия. Это Волховское отделение Октябрьской железной дороги, которое более чем на 50 процентов формирует бюджет и является работодателем для половины населения города. И Волховский алюминиевый завод, дающий около 20 процентов дохода в городской бюджет.
А на швейной фабрике "Волховчанка", образованной в 1968 году как филиал швейной фабрики "Трибуна", сегодня действуют три швейных цеха. В одном цехе шьется спецодежда по заказу финской фирмы "Лайтесте", а в другом выполняются заказы итальянской фирмы "Лобаве" по изготовлению корсетных изделий.
Работает сегодня и Волховская ГЭС, обслуживая алюминиевый завод и город. Но это уже отдельная история...