ФИННОЯЗЫЧНЫЕ ЛЮДИ, "РУССКИЕ ДУШОЮ" - ПОСЛЕДНИЕ ИЗ ВЕПСОВ?
В древности земли нынешней Ленинградской области были севером Новгородской Руси. Восточные славяне, основные предки русских, расселились по этой территории в VI-VII веках. Уже в то время эта земля не пустовала, будучи заселенной финноязычными племенами, среди которых были весь и чудь. Люди и их хозяйственно-культурные традиции быстро смешивались, и образовалась северо-западная часть русского народа. В языковом отношении возобладала традиция большинства - славян. Весь и чудь не были ассимилированы полностью и не исчезли с исторической арены. Сохранившись как отдельный народ, они были гражданами Новгородской Руси, а затем единого Российского государства. Они дожили до наших дней, тяготея своим хозяйством к северным русским, а своим языком - к финнам, впитав много русской лексики. Большинство из них называют себя "вепся", а соседние с ними русские в разные времена называли их "кайванами" и "чухарями".
В Ленинградской области они живут в Тихвинском, Бокситогорском, Лодейнопольском и Подпорожском районах. Это более четырех тысяч человек. Еще будучи чудью и весью, одновременно с новгородскими славянами вепсы из язычников стали православными христианами. Языческие традиции не исчезли окончательно, и их отголоски сохраняются в деревенской культуре и по сей день.
Все тяготы и невзгоды, выпадавшие на долю северо-западных русских, с ними из века в век делили вепсы. В отличие от басков, одного из автохтонных народов на территории Испании, всеми методами борющихся за собственное государство, вепсы в России никогда не боролись за национальную независимость русских. В настоящее время нет речи об автономии, вепсы довольствуются национальными районами. За что и правда ведется борьба, так это за существование. Речь, естественно, идет об угрозе культурного, а не физического исчезновения. До революции вепсов, селившихся деревнями и хуторами, никто не заставлял переставать быть самими собой - ведь православные, а значит, свои. Во все эпохи у соседей была общая историческая судьба, и потому наступление коммунистической поры отразилось на чухарских крестьянах точно так же, как и на русских. Борьба советской власти с безграмотностью положительно отразилась на вепсском языке: с 1932-го началась разработка алфавита для вепсов на основе латиницы. Все оборвалось в 1937 году. С началом национальной политики 1937 года вепсы своею судьбой сблизились со всеми прочими национальными меньшинствами России.
А что отличало их от этнического большинства страны? Лишь специалист-антрополог отличил бы их лица от лиц северных русских. У них у всех совершенно русские имена, отчества и фамилии. Самое же главное, что вепсы, разговаривая на языке финской группы, за века соседства с русскими сделались совершенно русскими душою. Они переняли все русские привычки и, может, даже русский национальный характер, если такой существует. И тем легче было их сравнять с русскими окончательно, чтоб вепсы, как отдельный народ, существовать перестали. Все, что было у них отдельного, заметного для тех, кто вершил национальную политику, было самосознанием, языком и незначительной территорией.
Это и должно было исчезнуть. Разработка письменности для вепсов была прекращена и забыта, а образованные в начале 30-х национальные вепсские районы и сельсоветы были ликвидированы. В пятой графе советского паспорта вепсам было приказано записываться русскими, а в школах с начала 50-х было запрещено преподавать на вепсском языке. С 50-х началась массовая ликвидация деревень и сельсоветов, населенных вепсами, и население убывало со своей этнической территории, усиливалась ассимиляция.
Но вепсы не исчезли. Здравствующие ныне представители старшего поколения еще учились на родном, вепсском языке в школах, где и выучили русский. Они разговаривают на вепсском между собой, а русский язык для них как второй родной. Лишь они являются носителями вепсского языка - главной отличительной особенности людей, многие из которых сами не понимают, чем же они отличаются от русских. Эти старики - последнее звено в цепи преемственности языка. Начало этой цепи теряется в глубине тысячелетий. Их дети и внуки между собой говорят по-русски, в большинстве своем живут уже в городах и ассимилируются.
В настоящее время наблюдается подъем вепсского национального самосознания. В школах на русском языке стал преподаваться вепсский. В начале 80-х все же была окончательно разработана письменность, и с 1993 года в Петрозаводске стала печататься газета Kodima ("Родная земля"). Активно борются за сохранение вепсского языка и культуры собратья вепсов по языковой группе: финны и эстонцы. Они навещают в России своих исторических родственников, фиксируя их язык и то, что на нем было создано. Юное поколение, уважающее предание старины, не обходят стороной. Многие пожилые вепсы с гордостью рассказывают, что их внуки и внучки выступали в Финляндии на фестивале фольклора финноязычных народов, где среди финнов, эстонцев, сету, карелов и других представляли частушки и сказки своего столь "русского душою" финноязычного народа.
Вепсы (самоназвание - вепсь, людиникад, вепслайне) как самостоятельная финно-угорская группа народов впервые упоминается в летописи хрониста Иордана уже в XI в. н. э. под именем Vas, Vasina. Русские летописи IX века пользуются названием "весь" и вскользь упоминают эти племена в связи с рассказом о призвании варягов на княжение. Позже летописцы предпочитали собирательный этноним "чудь", по всей видимости, чтобы название народа не путалось с русским словом "весь", означавшим "поселение, деревня". Хотя к чуди русичи, ничтоже сумняшеся, относили всех, кто говорил на языке, похожем на финский, - ижору, карел, водь, саами...
Сведений о древней истории вепсов мало, а имеющиеся данные противоречивы и являются скорее гипотезами, нежели фактами. Так, упоминания о вепсах практически исчезают из русских летописей в начале XII века, что могло бы свидетельствовать о том, что стремительное продвижение новгородских колонизаторов на восток и на север, начавшееся еще в X веке, привело к ассимиляции и полному исчезновению вепсов как самостоятельного народа. Однако детальные исторические и этнографические исследования показали, что, скорее всего, под растущим бременем феодальных повинностей и принудительного обращения в православие вепсы значительно отодвинулись на северо-восток Руси, заняв территорию между Ладожским и Онежским озерами на западе и востоке и Белым морем на Севере. Южная граница территории этногенеза проходила примерно по реке Свирь. Здесь зарождавшаяся нация под давлением прибалтийских соседей и русских впоследствии раскололась на три группы, имеющие собственные диалекты. Это сделало невозможным дальнейшее самостоятельное развитие вепсов как отдельного народа с собственной историей и привело к тому, что вепсская культура во многом восприняла традиции других народов, а впоследствии территория расселения вепсских племен значительно расширилась на юг, включив в себя современный Подпорожский район Ленинградской области.
К началу эпохи перемен, связанных с Петром I, вепсы славились как искусные бродячие ремесленники: плотники, гончары, ткачи. Основание в 1703 году на вепсских землях города Петрозаводска с его оружейными и сталелитейными заводами приобщило вепсов к промышленному производству и фабричному заработку, усилив при этом процесс ассимиляции среди русских.
В начале XX века началось движение за возрождение национальной культуры, что охотно поддерживалось и советской властью. Были созданы два национальных вепсских округа, выпущено около 30 книг на вепсском языке, в деревнях открылись вепсские школы. Тогда же среди вепсов стали появляться литераторы и драматурги, активно возрождавшие национальные традиции.
Сильно пострадали вепсы во времена сталинских репрессий конца 30-х гг. XX в. Были ликвидированы все вепсские округа, закрыты школы, прекращено издание литературы, национальный язык был запрещен, а многие представители вепсской интеллигенции сгинули в лагерях. Позже, когда такие прямые методы искоренения неугодной национальности стали считаться грешными, вепсов, как, впрочем, и все финно-угорские народы, пытались извести иначе. При очередной переписи или смене паспортов перед ними вежливо извинялись и говорили, что такой национальности не существует в государственном реестре России, а потому, будьте так добры, выберите себе фамилию попроще да на русский лад. Так вместо Вяйнямейненов появились Ванины и Манины.
Современные вепсские поселения напоминают скорее анклавы посреди русских земель и располагаются преимущественно на территории Республики Карелии и на востоке Ленинградской области. В восьмидесяти километрах от Петрозаводска, в селе Шелтозеро, в центре Вепсской национальной волости, уже не первое десятилетие работает Вепсский этнографический музей, куда мы с вами и отправимся в следующий раз для непосредственного знакомства с нашими соседями.